Архитектура, как дизайн, увлекала Васнецова, причиной этому было его участие в абрамцевском художественном кружке, усердно пытавшемся создать современное синтетическое искусство. В Абрамцево Васнецов стал архитектором. Церковь Спаса Нерукотворного в 1881-1882 годах построена по проекту Васнецова, в соответствии с традициями новгородско-псковского средневековья. В архитектуре того времени Васнецова поражала органическая цельность при явном декоративном разнообразии.
Через некоторое время по эскизам художника создали замысловатый фасад Третьяковской галереи в Москве.
Художник неустанно трудился над внутренним убранством Спасской нерукотворной церкви. Так он создал для ее украшения малый образ в иконостасе Божией Матери, образ «Пастыря Сергия», «Благовещение» и еще несколько малых образов. Художник также расписал клирос изображениями цветов и бабочек, а также выложил мозаичный пол, который изначально был залит цементом и резко выделялся на фоне белоснежных стен храма.
Оформление церкви не дает ему покоя ни днем, ни ночью. Он постоянно придумывает и прорисовывает новые детали: окна, арки, орнаментированные колонны.
Васнецов категорически не хотел видеть в храме ничего обыденного, у него было главное желание, чтобы все творение творческого подъема соответствовало тому радостному настроению, с которым оно строилось. Художник даже воплотил пол в виде художественного макета узора. Он сделал набросок рисунка, который украсит пол. Он лично и неоднократно участвовал в подсчете, руководил изгибами линии и подбирал камни по тонам. В результате получается огромный, невероятный цветок вдоль всего пола.
В 1882 году была освящена церковь Спаса Нерукотворного.