Описание картины:
В 1877 году на пятой выставке Товарищества передвижников молодой, начинающий художник Исаак Левитан представил публике две свои работы: «Солнечный день. Весна» и «Вечер». Конечно, картины выставлялись не в главном зале, так как Левитан был еще совершенно неизвестен, а в специальном студенческом отделе, который носил пятый порядковый номер.
В результате «Вечер» наряду с «Солнечным днем» стали самыми ранними сохранившимися произведениями Левитана. Полотна сразу же были отмечены критикой, а Исаак Ильич был награжден малой серебряной медалью.
Чем «зацепил» образ зрителей? Правдивость, эмоциональность и повествование. Мы видим заброшенную, бедную деревню, к которой нас ведет разбитая грунтовая дорога с колеями, оставшимися от колес телег, и грязными лужами. Автор решил изобразить это место в полумраке, едва окрашенном всполохами алого заката. Поэтому мы видим все элементы, неказистые избушки, деревья, редкий плетень, почти в виде силуэтов. Местами приходится гадать — что проступает сквозь вечерний полумрак.
Закат, казалось бы, должен был оживить тоскливый сельский пейзаж, но нет. Пробивая плотный облачный покров, отражаясь в лужах на дороге, закатный свет самым невообразимым образом только подчеркивает всю грусть, грусть и одиночество действия. Это даже вносит некую тревогу, что неоднократно отмечалось многими искусствоведами и критиками.
Глядя на полотно, в голове невольно возникает вопрос: почему так печален поступок молодого, полного творческих сил и явно одаренного живописца? Ответ прост — картину можно назвать своеобразным камертоном душевного состояния автора, а Исааку Ильичу в этот период пришлось очень тяжело. Недавно он потерял отца, а мать умерла двумя годами ранее. Поэтому образы и идеи, порожденные творческим вдохновением художника, печальны.
Справедливости ради, хотелось бы отметить, что такая второстепенная интерпретация ничем не выделялась среди других подобных картин передвижников. Именно такая капризная доминанта была на многих картинах мастеров независимого общества. Левитана даже сравнивали с Архипом Куинджи, слава которого действительно гремела в то время в России.
Картина много «путешествовала», прежде чем наконец обрела постоянное местонахождение. Сначала ее купил меценат и коллекционер Иван Свешников, а после его смерти по его завещанию картина перекочевала вместе со всей коллекцией в Румянцевский музей. По тем или иным причинам она оказалась в Норвежском музейном фонде, а оттуда была передана в Третьяковскую галерею, где ее можно увидеть и сегодня.
Другие картины Левитана
Сумерки. Стога сена
Озеро опьянение
Золотая осень. Слободка
Долина реки
Печальный день
Июньский день
Осенний пейзаж
Солнечный день
Березовая роща
Вечер. Золотые мольбы
После дождя. Плес
Маршировать
Тихая резиденция
Тишина
Вечерний разговор, вечерний звонок
Владимирка
Над вечным покоем
Наша большая вода
У бассейна
Деревня. Зима
Осенний день. Сокольники
Урожай дороги в деревне
Золотая осень
Вечер после дождя
Осень. Я
Весна в Италии
Сумерки. Луна