Описание картины:
Ветхозаветный персонаж Юдифь — это история мужества, самопожертвования и готовности пожертвовать честью во имя спасения других. Эта героиня стала особенно популярной в эпоху Возрождения, поскольку отвечала всем эстетическим и сюжетным канонам того времени, сочетая в себе библейскую близость с одной стороны и эротизм с другой. Сандро Боттичелли посвятил легендарной Юдифи несколько произведений.
История подвига девушки такова – когда ассирийцы подошли к родному городу вдовы Юдифи, она решила спасти жителей от чудовищного царя Олоферна и его воинов. Говорили, что Олоферн был жестоким и похотливым, а гражданкам осажденного города грозила опасность стать наложницами в его гареме. Джудит, испросив разрешения у старейшин города, оделась в откровенную одежду и отправилась в лагерь врагов, чтобы привлечь внимание вождя. Прекрасная еврейка сразу приглянулась Олоферну, и ночью, дождавшись, пока он уснет, Юдифь отсекла ассирийцу голову и вернулась в родной город, миновав спящих стражников.
Это был момент возвращения Боттичелли на родину. Девушка решительно и быстро переезжает в залы родного города. Ноги босые, а в руках тяжелый меч. Глаза и выражение Джудит задумчивы и печальны. За ней еле поспевает служанка. На ее голове корзина со страшным трофеем — головой убитого царского полководца.
Юдифь – победительница, но Боттичелли отнюдь не изображал ее героиней без страха и упрека. Это худенькая, хрупкая девушка, волосы и платье которой развевает ветер. Кажется, чувствуешь, как Юдифь спешит легкими, невесомыми шагами донести благую весть до жителей города — оказавшись без царя, ассирийцы в панике бежали. В руке молодой вдовы можно увидеть хрупкую (как и она сама) оливковую ветвь, символ победы.
Фон, на котором автор развернул свой рассказ, призван подчеркнуть общее настроение произведения. Вдали виднеются некоторые постройки и дома, но основную часть занимает безоблачное голубое небо, которое наполняет картину воздухом и светом. Надо признать, что героиня картины живописца прекрасна и мила. Но художник не изображал Юдифь обольстительницей или, наоборот, воительницей — в этом было новаторство трактовки Боттичелли. Скорее, она решительна и смелая, но в то же время хрупкая и нежная.
Другие картины Сандро Боттичелли
Поклонение волхвов
Наш
Рождение Венеры
Наказание со стороны Кореи, Датана и Авирона
Алтарь Сан-Марко
Афина и Кентавр
Объявление
Ужин Настаджио у Онисти
Венера и Марс
Мадонна дель Магнификат
Портрет Симонетты Веспуччи
Мадонна с книгой
Портрет Данте
Клевета
Таинственное Рождество
Святой Себастьян
Мадонна с младенцем
Благовещение Честелло
Мадонна с младенцем и ангелом
Сопротивление
Портрет молодой женщины
Портрет неизвестного с медалью
Плачь о Христе
Мадонна с младенцем и двумя ангелами
Мадонна во славе
Пьета
Бездна ада