Одним из ярких образцов традиционного русского романтического пейзажа XIX века является картина «Березовая роща», написанная Архипом Куинджи. Именно в этой работе художник смог передать все контрасты и игру света, свойственные живой природе. Картина на протяжении многих лет привлекала ценителей искусства со всего мира, и вновь и вновь производила неизгладимое впечатление на публику.
- Краткое описание картины
- Краткая справка «Березовой рощи» Архипа Куинджи
- Что изображено на картине
- Поляна
- Деревья
- Трава
- Ручей
- Солнце
- Муравейник
- Композиция и техника
- Тема картины
- Почему Куинджи дал название картине «Березовая роща»
- Какое впечатление оставляет картина
- Отношение автора к картине
- История создания картины «Березовая роща» Куинджи
- Критика
- Березовая роща Куинджи и Левитана: общее и различия
- Чем знаменит Архип Куинджи: краткая биография автора
- Интересные факты о картине
Краткое описание картины
Березовая роща — пейзажная картина русского художника Архипа Куинджи, созданная в 1879 году. На полотне размером 97×181 см содержится изображение залитого солнцем лесного наслаждения с березками, травой и ручьем.
При создании картины художник много внимания уделял сочетанию света и цвета, стараясь добиться максимальной естественности и реалистичности. Во многом именно благодаря такому подходу произведение стало таким известным.
На полотне не получится разглядеть верхушки деревьев, так как на первый план вынесены только стволы и ветки, которые заметно выделяются на фоне зеленого фона леса. Поток выполняет функцию разделительной линии, как бы создавая две независимые части композиции.
Оригинал картины хранится в Государственной Третьяковской галерее и регулярно собирает вокруг себя любителей искусства.
Краткая справка «Березовой рощи» Архипа Куинджи
Показать таблицу
Год написания | 1887 г |
Стиль | Романтика |
Жанр | Пейзаж |
Размер | 181 х 97 |
Материал | Масло на холсте |
Где хранится | Москва, Третьяковская галерея, зал 21 |
Предмет | Русская природа, очарование леса на солнце |
Настроение | Радость, покой, вдохновение |
Что изображено на картине
Куинджи написал картину «Березовая роща» в традиционных для романтического пейзажа приемах, но привнес в работу и много нового. В работе художник активно использовал самые необычные приемы цветопередачи, создавая неповторимое и предельно реалистичное ощущение сильного солнечного света.
Березовая роща Куинджи
Полотно представляет собой изображение лесной поляны с размещенными на переднем плане деревьями, травой и ручьем. Более подробное описание картины Куинжи «Березовая роща» потребует рассмотрения всех элементов по отдельности.
Поляна
Основой для картины является опушка леса, на которой растет береза. Художник умело использует характерные сочетания света и цвета и добивается впечатления человека, счастливо освещенного солнцем. Зеленая область проявляется в разных оттенках в зависимости от местоположения, что повышает реалистичность.
Помимо собственно деревьев и травы, полянка включает в себя отображение теней от всех элементов. Также ближе к низу полотна краски заметно сгущаются, создавая ощущение, что зритель выходит на поляну из густого леса.
Деревья
Невозможно не заметить некую странность в деревьях по всей лесной поляне. У них совсем другой оттенок, и они ярко выделяются на фоне разнообразных зеленых зон.
Деревья не стоят поодиночке, а образуют небольшие группы по 2-3 штуки. Верхушки берез разглядеть не удастся, потому что они слишком близко к зрителю. Видны только маленькие зеленые веточки.
При этом деревья на заднем плане полностью вошли в полотно, образуя подобие темно-зеленой изгороди. Так художник добился ощущения завершенности композиции.
Трава
Трава на краю представлена всеми оттенками зеленого. Он отлично передает ощущение неравномерного солнечного света и воздействия теней от деревьев. В некоторых местах травинки имеют очень светлую окраску, а в других местах они почти полностью черные.
При ближайшем рассмотрении в траве можно увидеть маленькие цветочки. Больше всего они похожи на лютики или колокольчики.
В то время как основная часть луга находится под властью солнца, березовая роща создает ощущение защищенности и защиты от палящих лучей.
Ручей
Прямо посередине полотна небольшая речка, больше похожая на ручей. Этот элемент создает впечатление симметричного и очень продуманного изделия.
Наличие крайне схожих деталей в левой и правой частях картины говорит о том, что художник изобразил это место по памяти и внес свои акценты.
Поток, извиваясь, уходит вглубь полотна, словно приглашая зрителей следовать за собой.
Солнце
Одна из важнейших составляющих образа, которая вызывает наибольший интерес у любителей искусства. Куинджи удалось предельно естественно и реалистично передать солнечные лучи, как бы перенеся на холст сам свет.
Яркая, освещенная поляна вызывает у зрителя радость и трепет перед величием природы.
Муравейник
Мирта. Фрагмент картины Куинджи «Березовая роща
Небольшая и незаметная деталь, которая в то же время ярко выделяется на фоне общей зеленой зоны травы и деревьев. Казалось, муравьед случайно появился на полянке, но именно он олицетворяет бурлящую жизнь спокойного и мирного леса.
Композиция и техника
Больше всего на полотне Куинджи оттенков зеленого. Здесь представлены практически все сорта: от темных еловых или даже черноватых до светлых и ярких. Сразу заметно, что свое полотно художник создавал с любовью и со всем вниманием, добавляя в общую композицию все новые и новые детали.
«Березовая роща» — типичный пример приема, многократно использованного Куинджи в его картинах. Ему свойственны резкость и лаконичность, чудесные эффекты света и тени.
Никакой сложной композиции или идеи здесь скорее всего не найти, но все это в данном случае не имеет значения. Все связано исключительно с цветовой палитрой и возможностями использования.
Тема картины
Картина Куинджи «Березовая роща» изначально создана в жанре романтического пейзажа. Важной частью композиции является необычная игра солнечных лучей и теней от деревьев на поляне.
Как и в других произведениях Куинджи, здесь отчетливо просматривается удивительно яркое и оригинальное восприятие русской природы. При его показе художник использует сдержанную цветовую гамму, которая словно наполняет спокойствием и успокаивает каждого зрителя.
Автор намеренно не прорисовывает мелкие детали, а позволяет зрителю самостоятельно продумать пейзаж в соответствии со своими представлениями. Художнику было важно передать общее ощущение радости, счастья и вдохновения.
Сочетание темных и светлых оттенков делает полотно одновременно реалистичным и фантастическим, оставляет простор для воображения.
Сюжет картины «Березовая роща» Куинджи связан с привычностью и уютом русских пейзажей, а также с возможностью почувствовать себя прямо в центре солнечной поляны с красивыми березками.
Почему Куинджи дал название картине «Березовая роща»
Полотно «Березовая роща» включает в себя изображение лесной прелести, где несколько берез, ручей и муравейник. В традиционном понимании роща должна представлять собой разновидность лиственного леса, состоящего из отдельных деревьев.
На картине Куинджи березы, стоящие на лужайке, сложно назвать лесом, но создаваемые ими тени действительно создают ощущение настоящей рощи. Именно это и стало причиной появления соответствующего названия.
Какое впечатление оставляет картина
Работу отличает заметная и чрезвычайно запоминающаяся игра света и тени. Художник мастерски изобразил солнечное лесное наслаждение, создав естественный образ лучей. Звучание картины «Березовая роща» очень спокойное, радостное и воодушевляющее.
Ручей, расположенный в центре, приглашает погрузиться вглубь картины, скрывая за собой чудесную и чудесную природу. Несмотря на отсутствие реализма в изображении травы и деревьев, мир, созданный художником, кажется очень естественным и привлекательным. Так и хочется сделать шаг в картину и оказаться посреди залитого солнцем луга под уютными тенями берез.
Отношение автора к картине
После расставания с Обществом передвижников Архип Куинджи сумел создать поистине впечатляющие полотна, навсегда вписавшие его имя в список самых ярких и влиятельных художников.
Представляя публике картину «Березовая роща», художник явно рассчитывал повторить невероятный успех «Ночи на Днепре». Он продолжал использовать свой уникальный стиль реализма, близкий к чистой фантастике.
Ночью на Днепре Куинджи
Куинджи очень ответственно подошел к показу полотна, предусмотрев дополнительное освещение для большего эффекта. Однако никакой сенсации в полном смысле этого слова не произошло. Общественность в профессиональных кругах положительно отнеслась к новому творению, но ожидаемого широкого энтузиазма автор не получил.
Пейзаж. Степь Куинджи
По мнению некоторых биографов, именно по этой причине Куинджи надолго исчез сразу после показа картины и почти 20 лет не представлял полотно на крупных выставках.
История создания картины «Березовая роща» Куинджи
Картина «Березовая роща» написана в 1879 году. Изначально автор создавал ее для очередной выставки передвижников, но выход из их Общества несколько изменил планы художника. Так что новое творение зрители увидели чуть позже.
Уход из «Передвижников» явно пошел творцу на пользу, так как картины, сделанные после него, всегда пользовались успехом. Автор отказался от активно продвигаемой социальной тематики, сосредоточившись на приятных пейзажах. При этом ему удалось создать свой неповторимый стиль, представляющий собой несколько видоизмененный и улучшенный реализм.
Выбор березы в качестве основного мотива полотна не случаен. Именно это дерево больше всего любил пейзажист. Художник испытывал к нему очень теплые чувства, связывая его со всей русской природой.
При работе над картиной автор тщательно просчитывал все мельчайшие детали, в том числе высоту берез, площадь изображенного луга и оттенки фона. В основу легла четкая идея, которую Куинджи удачно перенес на полотно. Перед появлением шедевра было сделано множество набросков и набросков.
Критика
«Березовая роща» привлекла внимание публики уже во время первого показа. И связано это не столько с размахом и ответственным подходом к выставке со стороны художника, сколько с замечательными авторскими решениями Куинджи. Полотно привлекало зрителей резкими контрастами, а также поразительно реалистичной игрой света и тени.
Фото Архип Куинджи
В профессиональных кругах полотно было высоко оценено. Третьяков купил все три выставленные картины сразу после выставки.
Несмотря на успех, у картины все же были недоброжелатели. Некоторые критики отмечали излишнюю сосредоточенность автора на оттенках зеленого и отказ от традиционных ландшафтных приемов в пользу довольно сомнительных новшеств.
Впрочем, единичные негативные отзывы мало волновали Куинджи, пока в газете «Молва» не появилась большая статья «Бегущие заметки». В ней некий автор критикует все картины художника, представленные на выставке, отмечая несовершенство атмосферы «Березовой рощи» и неуместно расположенные деревья.
Позже выяснилось, что статью написал передвижник Константин Клодт. В результате конфликта Куинджи со временем покинул их общество и надолго пропал с крупных выставок, предпочитая закрытые частные показы.
Березовая роща Куинджи и Левитана: общее и различия
Полотно Куинджи «Березовая роща» было представлено публике в 1881 году, а спустя четыре года Левитан начал работу над собственной одноименной картиной. Обе работы имеют одинаковый мотив и примерно одинаковые слегка вытянутые форматы. Внимательный анализ полотен дает понять, что на этом сходство между работами заканчивается
Березовая роща Левитана
С самого начала Куинджи стремился создать драматический эффект, добиться контрастов и с предельной добросовестностью подошел к созданию освещения. Его задачей было сформировать какой-то чудесный, космический свет, проникающий повсюду. Левитан, напротив, явно оказался более лиричен и сосредоточен на психологической составляющей.
Если Левитан в своей «Березовой роще» пытался передать естественную асимметрию природы, то Куинджи не беспокоился о реалистичности изображаемых предметов и прибегал к честной симметрии. Первый использовал в качестве объекта отображения реальное место, а второй работал по памяти.
Чем знаменит Архип Куинджи: краткая биография автора
Известность к Архипу Куинджи пришла не сразу. Художник родился в небогатой семье сапожника и довольно рано потерял обоих родителей. Опекунами мальчика стали дядя и тетя, под чьим покровительством он изучал грамматику и посещал городскую школу. Учеба не была сильной стороной Куинджи, но он быстро обнаружил в себе желание рисовать.
После обучения и многолетней практики Архип Куинджи сумел завоевать признание среди художников и в 1875 году вступил в Товарищество передвижников. В это время он представил публике полотна «Степь» и «Украинская ночь», которые привели публику в восторг.
Украинская ночь Куинджи
Участвуя в различных выставках, художник выработал свой оригинальный стиль и все больше внимания уделял изучению света в своих картинах. В 1879 году автор порвал с передвижниками и пошел своим путем.
Настоящим успехом стала картина «Ночь на Днепре», где художнику удалось придать лунному свету фантастическую реалистичность и изысканность. Люли выстроилась в очередь, чтобы увидеть настоящий шедевр.
«Березовая роща» стала логическим продолжением авторской идеи, объединив в себе все лучшие концепции передачи реалистического света в картинах. Во многом именно она сделала артиста по-настоящему знаменитым.
Архип Куинджи умер в 1910 году, завещав капитал Обществу своего имени, которое он основал в 1908 году вместе с пейзажистом Константином Крыжицким. Сообщество активно занималось поддержкой артистов, а также поиском новых талантов.
Интересные факты о картине
Картина «Березовая роща» поразила во время первого показа, закрепив за Куинджи звание мастера света и тени. Вполне логично, что вокруг нее стало появляться большое количество слухов и домыслов.
Полотно достаточно четко формирует представление о стиле модерн с условной декоративностью. Она сильно выделялась на фоне других картин в рамках выставки реалистов-передвижников и явно опережала свое время.
Некоторые современники регулярно обвиняли Куинджи в мошенничестве и даже колдовстве. Один из слухов связан с тем, что друг художника, химик Менделеев, делал для него специальные краски, которые через некоторое время полностью исчезают с полотен. Как показала история, подобные претензии были необоснованными.
«Березовая роща» вызвала много споров в профессиональных кругах. Даже некоторые известные художники упрекали Куинджи в отсутствии вкуса и указывали на его чрезмерное увлечение зеленью.
Была даже версия, что художник написал произведение на стекле, а на выставке подсветил его сзади лампой. Это связано с тем, что некоторые зрители просто не могли поверить в достижение столь реалистичного освещения на экране. Зрители часто отправлялись за картиной прямо на выставках в поисках тайных источников света. Сам Куинджи подобные качества и самонадеянность не осуждал, так как они явно подтверждали его мастерство.