Описание картины:
Как иногда беспощадно время… Оно не только притупляет эмоции, сближает события в нашей памяти, но и совершенно «теряет» имена. Именно так время несправедливо поступило с величайшим художником северной готики Матиасом Грюневальдом. Недавно было доказано, что его имя другое — Готхарт Нитхард.
До наших дней дошло всего около 10 работ Грюневальда (Нитхарда). Одной из самых известных является картина «Встреча святого Эразма и святого Маврикия». В 1520-х годах Альбрехт Бранденбургский, архиканцлер и курфюрст Священной Римской империи, заказал художнику картину.
Альбрехт сыграл большую роль в популяризации св. Эразма (слева на полотне). Мощи святого Эразма были перенесены в резиденцию аркканцлера в Галле. Однако покровителем этого города считался Маврикий. Альбрехт Бранденбургский создал программу (тему действия) для произведения, тем самым «оживив» встречу двух святых. Однако встречу двух духовных лидеров: святителя Эразма с европейского континента и Маврикия с африканского континента нельзя считать лишь воплощением конкретного случая (переноса мощей одного святого в город, где другой был признан покровитель). На мировой арене во времена, когда религия была могущественной силой, есть чернокожие и светлокожие святые, подчеркивающие не только единство, но и могущество католицизма и Римской церкви.
Эразм одет в роскошные золотые архиерейские одежды. На руке европейского святого висят непостижимые веревки, но стоит узнать биографию Эразма и все становится ясно, что заставляет что-то сжиматься внутри — так изобразил Грюнвальд внутренность святого. Мученик Эразм был убит зверским способом — с помощью лебедки из него вытащили все внутренности.
Оппонент Эразма — типичный представитель африканского народа. Святой Маврикий возглавлял легион, в котором служили только христиане. Именно поэтому фиванский легион отказался участвовать в расправе над мирными христианами. Именно над этим легионом была проведена знаменитая децимация (убийство каждого десятого). В конце концов все воины были убиты, как и их предводитель Маврикий.
Сравнительный анализ сохранившегося портрета Альбрехта Бранденбургского работы Лукаса Кранаха позволяет предположить, что Грюневальд в образе святого Эразма изобразил заказчика произведения, что выглядит вполне логично.
Большая фотография. Для него характерна помпезность и церковная роскошь. Нельзя не отметить мастерство кисти Грюневальда – филигранная игра золотыми, серебряными, синими, красными красками, меткие акценты, тонкие цветовые блики (недаром экспрессионисты считали Грюневальда своим прямым предшественником).
Другие картины Маттиаса Грюневальда
Изенхаймский алтарь
Ступпах Мадонна
Богохульство против Христа
Распятие
Искушение святого Антония
Алтарь Геллера
Благодетель с птичьей клеткой