«Встреча святого Эразма и святого Маврикия», Маттиас Грюневальд — описание картины

«Встреча святого Эразма и святого Маврикия», Матиас Грюневальд — описание картины

Автор: Матиас Грюневальд
Музей: Пинакотека, Мюнхен
годы: 1517-1523

Описание картины:

Встреча св. Эразма и св. Маврикия — Матиаса Грюневальда. 1517-1523 гг. Дерево, масло. 226 х 176 см

Как иногда беспощадно время… Оно не только притупляет эмоции, сближает события в нашей памяти, но и совершенно «теряет» имена. Именно так время несправедливо поступило с величайшим художником северной готики Матиасом Грюневальдом. Недавно было доказано, что его имя другое — Готхарт Нитхард.

До наших дней дошло всего около 10 работ Грюневальда (Нитхарда). Одной из самых известных является картина «Встреча святого Эразма и святого Маврикия». В 1520-х годах Альбрехт Бранденбургский, архиканцлер и курфюрст Священной Римской империи, заказал художнику картину.

Альбрехт сыграл большую роль в популяризации св. Эразма (слева на полотне). Мощи святого Эразма были перенесены в резиденцию аркканцлера в Галле. Однако покровителем этого города считался Маврикий. Альбрехт Бранденбургский создал программу (тему действия) для произведения, тем самым «оживив» встречу двух святых. Однако встречу двух духовных лидеров: святителя Эразма с европейского континента и Маврикия с африканского континента нельзя считать лишь воплощением конкретного случая (переноса мощей одного святого в город, где другой был признан покровитель). На мировой арене во времена, когда религия была могущественной силой, есть чернокожие и светлокожие святые, подчеркивающие не только единство, но и могущество католицизма и Римской церкви.

Эразм одет в роскошные золотые архиерейские одежды. На руке европейского святого висят непостижимые веревки, но стоит узнать биографию Эразма и все становится ясно, что заставляет что-то сжиматься внутри — так изобразил Грюнвальд внутренность святого. Мученик Эразм был убит зверским способом — с помощью лебедки из него вытащили все внутренности.

Оппонент Эразма — типичный представитель африканского народа. Святой Маврикий возглавлял легион, в котором служили только христиане. Именно поэтому фиванский легион отказался участвовать в расправе над мирными христианами. Именно над этим легионом была проведена знаменитая децимация (убийство каждого десятого). В конце концов все воины были убиты, как и их предводитель Маврикий.

Сравнительный анализ сохранившегося портрета Альбрехта Бранденбургского работы Лукаса Кранаха позволяет предположить, что Грюневальд в образе святого Эразма изобразил заказчика произведения, что выглядит вполне логично.

Большая фотография. Для него характерна помпезность и церковная роскошь. Нельзя не отметить мастерство кисти Грюневальда – филигранная игра золотыми, серебряными, синими, красными красками, меткие акценты, тонкие цветовые блики (недаром экспрессионисты считали Грюневальда своим прямым предшественником).

Другие картины Маттиаса Грюневальда

«Встреча святого Эразма и святого Маврикия», Матиас Грюневальд — описание картины

Изенхаймский алтарь

«Встреча святого Эразма и святого Маврикия», Матиас Грюневальд — описание картины

Ступпах Мадонна

«Встреча святого Эразма и святого Маврикия», Матиас Грюневальд — описание картины

Богохульство против Христа

«Встреча святого Эразма и святого Маврикия», Матиас Грюневальд — описание картины

Распятие

«Встреча святого Эразма и святого Маврикия», Матиас Грюневальд — описание картины

Искушение святого Антония

«Встреча святого Эразма и святого Маврикия», Матиас Грюневальд — описание картины

Алтарь Геллера

«Встреча святого Эразма и святого Маврикия», Матиас Грюневальд — описание картины

Благодетель с птичьей клеткой

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий