Описание картины:
Святой Антоний Великий, или аббат Атоний (ок. 251/52 — 356), родился в Верхнем Египте; после смерти родителей удалился в пустыню. Павел Отшельник, или Павел Фивейский (ум. 341) — первый отшельник в Египте, живший близ города Фив. Оба христианских святых известны как великие отшельники. Несмотря на то, что они родились и выросли в богатстве, оба покинули отцовский дом, чтобы жить уединенной и благотворительной жизнью. В возрасте 90 лет святой Антоний, по преданию (LA, XV), отправился искать в Фиванскую пустыню отшельника Павла, которому было тогда 113 лет.
Встреча святых Антония и Павла стала общей темой западноевропейской живописи XVII века. Один из самых известных примеров — одноименная картина Веласкеса, в которой встреча двух святых дополнена эпизодом погребения Павла Отшельника. В трактовке пейзажей на полотнах Веласкеса и Тенирса 1630-х годов наблюдается сходство, обусловленное влиянием фламандской пейзажной живописи 16 и начала 17 веков, особенно картин Иоахима Патинира и Хоса де Момпера Младшего.
Тенирс несколько раз ссылался на два основных сюжета из жизни св. Антония. Например, в середине 1640-х годов он создал картину «Искушение святого Антония», на фоне которой среди камней видны крошечные фигурки двух снимаемых, Атония и Павла. Навстречу им летит ворон и держит в клюве хлеб, которым по повелению Бога накормил Павла. На эрмитажном полотне встреча двух святых не второстепенный, а основной сюжет. На ней изображены большие фигуры святых, сидящих перед хижиной и ведущих беседу. Святой Антоний представлен в традиционном черном одеянии, а Святой Павел одет в листья. В одной руке он держит посох, другой указываем на крышу избы, где видны крест и ворон с хлебом. На земле рядом с персонажами лежат песочные часы, которые напоминают о быстротечности земной жизни. Сходные по трактовке и крупные по масштабу фигуры отшельников изображены в авторской работе Тенирса «Святой Павел и святой Антоний» из частной коллекции в Лондоне, выполненной около 1650 года. Вероятнее всего, эрмитажное полотно было выполнено в то же время. Сравнивали работы, отличающиеся только выбором сцены. В лондонской картине художник, в точности следуя легенде, показал пустыню и горные полки. В Эрмитаже он трансформировал легенду на свой лад, поместив героев не в пустыни, но в лесной местности (на заднем плане фигура путника).Художник подробно изображает детали пейзажа: зеленые кроны деревьев, увитую плющом хижину, розы за живой изгородью и множество подарков от земля (кочаны капусты, артишоки, морковь, белая репа, разрезанная дыня и арбуз).Также на полотне видны различные предметы работы: топор (возле избы), нож (на земле), тачка, лопата В интерпретации Тенирса судьба отшельника есть пример христианского образа жизни.По-видимому, художник считал, что св лет Павел неустанно вынашивал и на земле, и на духовном поприще (мыслил о Боге, молился, читал священные книги, изображенные рядом с песочными часами).
Линник якобы назвал автором пейзажа Адриана вам Штальбемта (1580-1662). С такой гипотезой трудно согласиться. На наш взгляд, декорации полностью выполнены самим Давидом Тенирсом Младшим. В левой части пейзажного фона полотна обнаруживается сходство с пейзажем, написанным Тенирсом в правой половине картины «Крестьянский танец». В то время как аналогичные пейзажные детали (с дорожным плащом), изображенные в центральной части фона эрмитажного полотна, можно найти, например, в правой половине крестьянской семьи Теньера перед своим домом (Рейксмузеум, Амстердам.
Искушение святого Антония
Аллегория веры
Портрет епископа Антония Триста и его брата Евгения
Групповой портрет членов стрелковой гильдии
Художник в своей мастерской
Пастух и пастушка
Двор фермерского дома
Деревенский праздник
Кухня
Игроки
Курильщики
Гауптвахта
Флейтист
Дуэт
Крестьяне играют в кости
Прибрежный порт
Вид на окрестности Брюсселя
Пейзаж с пастухами и стадом
Пейзаж с башнями
Урожай (лето)
Пейзаж с деревенской тыквой
Пейзаж с пещерой и группой цыган
Горный пейзаж
Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей галерее
Сельский праздник в таверне «Полумесяц»