Описание картины:
Крылов — первый ученик А. Г. Венецианова, художника, с которого началась история сафонковской школы. Венецианов познакомился с Крыловым в Теребенском монастыре Тверской губернии, где он подмастерьем расписывал иконостас с артелью калязинских иконописцев. По совету Венецианова Крылов начал рисовать с натуры и писать портреты. В 1825 году он приехал в Петербург, поселился у Венецианова учеником и одновременно начал посещать курсы рисования при Академии художеств.
Известно очень мало картин Никифора Крылова, самая главная из них — «Русская зима». В документах Общества поощрения художников, покровительством которого пользовался Крылов, сохранились сведения об истории написания этого пейзажа. Когда молодой художник намеревался представить зимний вид с натуры, меценаты готовы были ему в этом помочь. По выбору Крыловым места близ Тосны, там для него была построена целая мастерская, «обеспечивавшая художнику и содержание во время учебы». В течение месяца картина была закончена, а после появления на выставке Академии художеств в 1827 году произвела сильное впечатление на публику.
В работе с пейзажем Крылов остался верен принципу, внушенному ему Венециановым, «не изображать ничего, кроме природы, и подчиняться ей одной». Художник писал пейзаж с высокого берега, и это позволяло ему представить широкую панораму местности. Со склона дорога спускается в пойму реки Тосны с заросшими кустарником берегами; вдали виднеется темная полоса густого хвойного леса. Художник тонко чувствовал состояние природы в зимний день. На снегу лежат голубоватые тени, небо затянуто тучами, в снежном фойе четко выделяются предметы. Пейзаж оживляют фигуры людей, занятых повседневными делами: здесь и две женщины, встретившиеся на пути к ледяной пещере, где они стирают белье, и статная крестьянка с деревянными ведрами на коромысле, и молодой крестьянин ведя лошадь под уздцы. Бдительность наблюдения природы сочетается у Крылова с поэзией общего настроения, оживляющего пейзаж.