Мастер в романе «Мастер и Маргарита»: образ, характеристика, описание внешности и характера

Мастер в романе "Мастер и Маргарита": образ, характеристика, описание внешности и характера
Мастер сжигает свой роман.
«Мастер и Маргарита»
Иллюстрация О. Канторовича

Мастер является одним из главных героев знаменитого романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Мастера в романе «Мастер и Маргарита«: описание внешности и характера героя, история создания им романа о Понтии Пилате и т.д.
Мастер впервые упоминается в конце 11-ой главы. Подробное описание героя и его биография можно найти в 13-ой главе.

— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Мастер и Маргарита»

 

 

Характеристика Мастера в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова

Возраст Мастера — около 38 лет:
«…человек примерно лет тридцати восьми…»

Имя и фамилия Мастера в романе не указаны:
«…Я – мастер…»
«…У меня нет больше фамилии, – с мрачным презрением ответил странный гость, – я отказался от нее, как и вообще от всего в жизни…»
«…Тот, кто называл себя мастером, работал…»
«…Оставим, повторяю, мою фамилию, ее нет больше…»

Мастер — это прозвище героя. Почему Мастера зовут именно Мастером? Маргарита называет его Мастером за его писательский талант:
«…почему Маргарита вас называет мастером? – спросил Воланд. <…>
– Это простительная слабость. Она слишком высокого мнения о том романе, который я написал…»
«…Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут‑то стала называть мастером…»

Внешность Мастера

Описание внешности Мастера:
«…с балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми…»
«…засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М»..»
«…печальная черная шапочка с желтой буквой «М»..»
«…Небритое лицо его дергалось гримасой, он сумасшедше‑пугливо косился на огни свечей…»
«…седые нитки в голове и вечная складка у губ…»
«…Какой‑то не то больной, не то не больной, а странный, бледный, обросший бородой, в черной шапочке и в каком‑то халате спускался вниз нетвердыми шагами…» (халат из клиники)
«…он был выбрит впервые, считая с той осенней ночи…»

У Мастера беспокойные и дикие глаза:
«…вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза пришельца…»
«…стал смотреть в землю угрюмыми больными глазами…»
«…встревоженными глазами…»
«…взор больного стал уже не так дик и беспокоен…»
«…Смотри, какие у тебя глаза! В них пустыня…»
Одежда Мастера в психиатрической клинике:
«…На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат…»
«…Он был в своем больничном одеянии – в халате, туфлях и черной шапочке, с которой не расставался…»
«…мастер был в своем больничном белье…»

 

 

Характер и биография Мастера

Мастер — простой, бедный человек:
«…ибо мне больше нечего отдавать. Я нищий!..»
«…ломать свою жизнь с больным и нищим?..»

Мастер является одиноким человеком. Он живет один в Москве, у него нет родных:
«…я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда…»
«…Жил историк одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве…»

Он — историк по образованию. Когда-то Мастер работал в музее:
«…Историк по образованию, он еще два года тому назад работал в одном из московских музеев…»

Мастер знает пять языков. Он раньше также занимался переводами:
«…а кроме того, занимался переводами…»
«…Я знаю пять языков, кроме родного, – ответил гость, – английский, французский, немецкий, латинский и греческий. Ну, немножко еще читаю по‑итальянски…»

Мастер — нервный и тревожный человек: «…Никаких я ваших стихов не читал! – нервно воскликнул посетитель…»
«..«Куролесов, бис, бис!» – говорил гость, тревожно дергаясь. Успокоившись, он сел…»
«…Гость долго грустил и дергался, но наконец заговорил…»

Мастер не любит шум и драки:
«…вы, надеюсь, не буйный? А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой‑нибудь крик…»
«…Так что, знаете ли, кулаками… Нет, уж это вы оставьте, и навсегда…»

Мастер — недоверчивый и подозрительный человек. Он трудно сходится с людьми:
«я в общем не склонен сходиться с людьми, обладаю чертовой странностью: схожусь с людьми туго, недоверчив, подозрителен…»
«…ах, ты, маловерный, несчастный человек…»
Мастер — наблюдательный человек: «…Наблюдательность его ему не изменила…»
Он любит книги, у него дома хранятся сотни книг:
«…тряпкой вытирала сотни пыльных корешков…»

Мастер — романтический писатель: «…романтический мастер!..» «…о, трижды романтический мастер…»

Мастер был женат до встречи с Маргаритой. Но вероятно, он не очень любил бывшую жену, потому что даже не помнит ее имени:
– Вы были женаты?
– Ну да, вот же я и щелкаю… на этой… Вареньке, Манечке… нет, Вареньке… еще платье полосатое… музей… впрочем, я не помню.

Как Мастер пишет роман о «Понтии Пилате»?

Однажды Мастер выигрывает 100 тысяч рублей в лотерею:
«…И, представьте, однажды выиграл сто тысяч рублей…»
«…получение ста тысяч рублей. А это, согласитесь, громадная сумма денег!..»

На выигранные деньги Мастер снимает другую квартиру. Он бросает работу и пишет роман о Понтии Пилате:
«…Выиграв сто тысяч, загадочный гость Ивана поступил так: купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой…»
«…Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате…»
«…год тому назад я написал о Пилате роман…»

Мастер завершает свой роман. Но его неохотно печатают. Мастеру удается напечатать только отрывок из романа:
«…какой‑то другой редактор напечатал большой отрывок из романа того, кто называл себя мастером…»

Критики жестоко осуждают роман Мастера. Это постепенно калечит психику Мастера:
«…Искалечили, искалечили…» (о критиках, которые «искалечили» Мастера)
«…Статьи не прекращались. Над первыми из них я смеялся. Но чем больше их появлялось, тем более менялось мое отношение к ним…»
«…в другой газете за подписью Мстислава Лавровича…»
«…я развернул третью газету. Здесь было две статьи: одна – Латунского, а другая – подписанная буквами «Н. Э.»..»

Мастер сходит с ума от переживаний из-за романа. Он начинает бояться темноты, трамваев и других вещей:
«…и я боюсь. Я болен. Мне страшно…»
«…Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания…»
«…Я стал человеком, который уже не владеет собой…»
«…страх владел каждой клеточкой моего тела. И так же точно, как собаки, я боялся и трамвая. Да, хуже моей болезни в этом здании нет, уверяю вас…

Мастер болен настолько, что видит галлюцинации:
«…Мне страшно, Марго! У меня опять начались галлюцинации…»
«…мне казалось, что через оконце, хотя оно и было закрыто, влезает какой‑то спрут с очень длинными и холодными щупальцами…» (спрут — большой осьминог)
«…Проснулся я от ощущения, что спрут здесь…»

Мастер ненавидит свой роман за те страдания, которые он ему причиняет. Поэтому он сжигает роман и все рукописи:
«…Я возненавидел этот роман…»
«…я сжег его в печке…»
«…Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь…»

В конце концов Мастер попадает в психиатрическую клинику. Он сам туда приходит:
«…Я знал, что эта клиника уже открылась, и через весь город пешком пошел в нее. Безумие!..»
«…я здесь сижу из‑за того же, что и вы, именно из‑за Понтия Пилата…»
«…И вы и я – сумасшедшие, что отпираться!..»

Мастер лежит в клинике уже 4 месяца, когда Воланд посещает Москву. Мастер лежит в палате №118 по соседству с поэтом Бездомным и конферансье Бенгальским:
«…И вот четвертый месяц я здесь. И, знаете ли, нахожу, что здесь очень и очень неплохо…»
«…в 118‑ю, где забеспокоился неизвестный мастер и в тоске заломил руки, глядя на луну…»
Мастер много страдает из-за своего романа:
«…ах, моя, моя много страдавшая голова…»
«…Как ты страдал, как ты страдал, мой бедный! Об этом знаю только я одна…»
«…Он мне ненавистен, этот роман, – ответил мастер, – я слишком много испытал из‑за него…»

После истории с романом Мастер теряет интерес к жизни. Ему скучно жить:
«…ничто меня вокруг не интересует, кроме нее, – он опять положил руку на голову Маргариты, – меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал…»

Мастер не любит вспоминать о своем романе, мысли о нем вызывают у него дрожь:
«…Ах нет, нет, – болезненно дернувшись, ответил гость, – я вспомнить не могу без дрожи мой роман…»

 

Смерть Мастера и Маргариты

Сатана Воланд помогает Мастеру обрести покой. Он переселяет Мастера и Маргариту в иной мир — в место, где героев ждет вечный покой:

«…А, понимаю, – сказал мастер, озираясь, – вы нас убили, мы мертвы…»

«…Скончался сосед ваш сейчас, – прошептала Прасковья Федоровна…» (о Мастере)

«…сейчас в городе еще скончался один человек. Я даже знаю, кто, – тут Иванушка таинственно улыбнулся, – это женщина…»

Это был цитатный образ и характеристика Мастера в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова, описание внешности и характера в цитатах и другие материалы для сочинения.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий