Критика о рассказе «Хамелеон» Чехова, отзывы о произведении

Критика о рассказе "Хамелеон" Чехова, отзывы о произведении
«Хамелеон».
Художник Д.Кардовский

Рассказ «Хамелеон» был написан и впервые опубликован Чеховым в 1884 году.

В этой статье представлена критика о рассказе «Хамелеон» Чехова: отзывы о произведении.

Все материалы по рассказу «Хамелеон»
Все материалы по творчеству Чехова

 

 

 

Критика о рассказе «Хамелеон» Чехова

Статья из книги «А.П.Чехов. Рассказы»:

«Многие рассказы Чехова мы не можем читать без улыбки — так остроумно, так метко высмеивает он невежество, суеверие, глупость, ничтожество обывателей, крупных и мелких чиновников царской России. Но чаще мы вместе с Чеховым возмущаемся несправедливостью и жестокостью старой, дореволюционной жизни, которую с таким мастерством изобразил он в своих произведениях. <…>

…осуждение слышится и в юмористическом рассказе «Хамелеон». Полицейский надзиратель Очумелов, угодливый перед начальством и богачами и грубый с простыми людьми, вызывает в нас не только смех, но и отвращение.

Рассказы Чехова, смешные, печальные, негодующие, всегда удивительно живы, правдивы, ярки. Они говорят нам о том, как глубоко знал и любил Чехов Россию, ее народ, ее природу, как крепко верил в лучшее будущее родной страны.»
(вступительная статья в книге «А.П.Чехов. Рассказы», издательство ДЕТГИЗ, 1950 г.)

М. Семанова:

«В рассказе «Хамелеон» в одном эпизоде, в простеньком случае Чехов отразил типическое явление современной ему действительности — «хамелеонство». Как хамелеон меняет окраску своей кожи в зависимости от обстоятельств, так Очумеловы во времена Чехова меняли свои мнения, характер поведения в зависимости от того, с кем имели дело: были угодливы по отношению к сильным и деспотичны по отношению к слабым.

С большим мастерством Чехов показывает шесть превращений Очумелова. В поведении, в речи, в интонациях Очумелова появляется то деспотическая, то рабья сущность его натуры. Властные, строгоначальственные нотки сменяются рабски-трусливыми, холопски-умиленными.

Этими резкими переходами в поведении и в речи Очумелова Чехов достигает комического эффекта. Такого же эффекта добивается писатель, рассказывая, как действующие лица серьезно, горячо обсуждают пустяковый вопрос: кому принадлежит собака.

Смех читателя вызывают также некоторые детали: так, в речи Очумелова звучат непривычные, нелогичные сочетания («нежная тварь»), грамматически не связанные слова («каждый свинья», «ты ведь… известный народ»).

Чехов-юморист — мастер слова — одним-двумя штрихами убеждает читателя в корыстолюбии Очумелова. В начале рассказа он тонко намекает, что узел и крыжовник, которые несут Очумелов и городовой, это дань», собранная представителями полицейской власти за какой-нибудь только что пресеченный «беспорядок».

А.П.Чехов показывает, что типические в его время черты — хамелеонство, корыстолюбие, невежество — характерны не только для Очумелова, но и для Хрюкина. Хрюкин заискивает перед имеющим власть Очумеловым, холопски льстит ему; он также мечтает «сорвать» штраф с хозяина собаки. Хрюкин тоже жесток, деспотичен, тешится своей силой, когда перед ним более слабое, чем он, существо — беззащитная собака. Невежественность, грубость, раболепие Хрюкина Чехов тоже очень хорошо передал в речи этого персонажа. Стремясь завоевать расположение полицейского надзирателя, оправдаться перед ним, Хрюкин многократно называет его «ваше благородие», учтиво извиняется даже за те выражения, которые вовсе не требуют извинения. В то же время, обращаясь к человеку из толпы или к собачонке, он допускает грубые слова: «окаянная», «подлая», «тварь», «врешь, кривой!».

Кроме двух центральных фигур, Чехов в этом небольшом рассказе зарисовал обывательскую массу маленького города царской России, «толпу». Сначала «толпа» безучастна, равнодушна и к судьбе «пострадавшего» Хрюкина и к судьбе собаки, которую на глазах у всех бессмысленно мучил Хрюкин. Обыватели как бы выжидают: на чьей стороне будет сила. Увидев поражение Хрюкина, они высмеивают и осуждают его: «Толпа хохочет над ним».

Из этих «колебаний» обывателей и из авторского описания в начале рассказа («кругом тишина… на площади ни души») мы понимаем, что «толпа» равнодушна, запугана, забита. Эпитеты «унылый», «сонный» превосходно определяют ничтожную, лишенную смысла жизнь обывателей.»

(М. Семанова, пояснение к рассказу «Хамелеон» из книги «А.П.Чехов. Рассказы», изд-во ДЕТГИЗ, 1954 г.)

Это была критика о рассказе «Хамелеон» Чехова: отзывы о произведении.

Все материалы по рассказу «Хамелеон»
Все материалы по творчеству Чехова

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий