Пьеса «Недоросль» Фонвизина представляет собой вершину творчества Фонвизина и выдающее произведение русской классики XVIII века.
В этой статьей представлены материалы о жанре пьесы «Недоросль» Фонвизина, анализ особенностей и жанрового своеобразия произведения.
Жанр пьесы «Недоросль» Фонвизина
Д. Д. Благой о жанре пьесы «Недоросль»:
«Воспитание, вернее — отсутствие сколько-нибудь нормального воспитания Митрофанушки, составляет тему … окончательной редакции «Недоросля». Это подчеркивается самым названием пьесы. <…> Пьеса о воспитании вырастает в пьесу о помещичьем, крепостническом злонравии, в первую у нас социальную комедию-сатиру. <…>
Самый смех комедии «Недоросль» — уже не … колючая и веселая насмешливость умного человека… <…>
Небывалая у нас дотоле художественная прозорливость, «потрясающая очевидность», с какой предстает в «Недоросле» крепостническая действительность, и делают эту комедию Фонвизина первым по времени реалистическим произведением нашей драматургии.
(Д. Д. Благой, статья «Д. И. Фонвизин»)
П. А. Вяземский о жанре пьесы «Недоросль»:
«В комедии «Недоросль» автор имел уже цель важнейшую: гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребления домашней власти выставлены им рукою смелою и раскрашены красками самыми ненавистными. <…> … в «Недоросле» он уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады…
…в содержании комедии «Недоросль» и в лице Простаковой скрываются все пружины, все лютые страсти, нужные для соображений трагических; разумеется, что трагедия будет не по греческой или по французской классической выкройке, но не менее того развязка может быть трагическая. Как Тартюф Мольера стоит на меже трагедии и комедии, так и Простакова. <…>
Автор в начертании картины дал лицам смешное направление; но смешное, хотя у него и на первом плане, не мешает разглядеть гнусное, ненавистное в перспективе.
< …> Между тем и комическая сторона «Недоросля» не менее удачна. В сей драме замечен один недостаток… : недостаток изобретения и неподвижность события. Из сорока явлений … едва ли найдется во всей драме треть …, входящих в состав самого действия и развивающихся из него, как из драматического клубка.»
(П. А. Вяземский «Фон-Визин», 1830 г.)
С. С. Дудышкин о жанре «Недоросля»:
«Недоросль», по одному своему лицу, Простаковой, и по идее, которая ее одушевляет, заключает в себе начатки комизма, поглощенного сатирическим направлением пьесы и остальных характеров. <…>
…Фонвизин первый показал резкие недостатки современников; под сатирой публика рассмотрела себя.»
(С. С. Дудышкин, статья «Сочинения Фонвизина»)
Г. А. Гуковский о жанровом своеобразии «Недоросля»:
«В «Недоросле» … вовсе не все смешно. В этой комедии больше злой сатиры, чем юмора. В комедии Фонвизина есть элемент серьезной драмы, есть мотивы, которые должны были усилить, растрогать зрителя. В «Недоросле» Фонвизин не только смеется над пороками, но и прославляет добродетель.
«Недоросль» — полукомедия, полудрама. В этом отношении Фонвизин, нарушая традиции классицизма, воспользовался уроками буржуазной драматургии Запада. Так же, как он использовал политические идеи французских передовых писателей, перестроив их в целях своей, дворянской, политической борьбы, он перенес на русскую почву некоторые черты искусства западной буржуазии…»
(Г. А. Гуковский, статья в книге «Недоросль. Фонвизин Денис Иванович», 1935 г.)
Это были материалы о жанре пьесы «Недоросль» Фонвизина, анализ особенностей и своеобразия жанра и т.д.