Тема воспитания в комедии «Недоросль», проблемы образования

Тема воспитания в комедии "Недоросль", проблемы образования

Тема воспитания является одной из центральных тем в комедии «Недоросль» Фонвизина.
Проблемы воспитания и образования, затронутые в «Недоросле», остро волновали как самого автора, так и его современников.

В этой статье представлены материалы о теме воспитания в комедии «Недоросль» Фонвизина, проблемах воспитания и образования в пьесе на примере Митрофана Простакова и других героев.

 

Тема воспитания в комедии «Недоросль»: проблемы воспитания и образования

Г. А. Гуковский о теме воспитания в комедии «Недоросль»:

«…Воспитание для Фонвизина… — это основа и оправдание дворянских привилегий. Дворянское воспитание делает человека дворянином; невоспитанный дворянин недостоин пользоваться чужим трудом. <…>

Для Фонвизина тема воспитания — основная в его литературном творчестве; о воспитании дворянских детей писал Фонвизин в комедии «Выбор гувернера», в статьях для журнала «Друг честных людей или Стародум», о недостатках своего собственного воспитания скорбел в своей неоконченной автобиографии…

И «Недоросль», прежде всего, комедия о воспитании. <…> Воспитание для Фонвизина — не только тема общих нравоучительных рассуждений, а животрепещущая злободневная политическая тема…»

(Г. А. Гуковский, статья из книги «Недоросль. Фонвизин Денис Иванович», 1935 г.)

 

В. О. Ключевский о проблемах воспитания и образования в комедии «Недоросль»:

«…В «Недоросле» показана зрителю зажиточная дворянская семья екатерининского времени в невообразимо хаотическом состоянии. Все понятия здесь опрокинуты вверх дном и исковерканы <…>

Она [госпожа Простакова] любит сына [Митрофана] любовью собаки к своим щенятам, как сама с гордостью характеризует свою любовь, поощряет в сыне неуважение к отцу, а сын, 16-летний детина, платит матери за такую любовь грубостью скотины.

Она позволяет сыну объедаться до желудочной тоски и уверена, что воспитывает его, как повелевает родительский долг. … ненавидит науку до ярости, но бестолково учит сынка для службы и света…

Самый дорогой из учителей Митрофана, немец, кучер Вральман, подрядившийся учить всем наукам, не учит ровно ничему и учить не может, потому что сам ничего не знает, даже мешает учить другим, оправдывая перед матерью свою педагогику тем, что головушка у ее сынка гораздо слабее его брюха, а и оно не выдерживает излишней набивки; и за это доступное материнско-простаковскому уму соображение Вральман — единственный человек в доме, с которым хозяйка обращается прилично, даже с посильным для нее респектом.

…Митрофан — синоним глупого неуча и маменькина баловня. …воспитание изуродовало его… <…>

Митрофану Фонвизина скоро 16 лет; но он еще состоит в недорослях… Митрофан по состоянию своих родителей учится дома, а не в школе: … закон дозволял воспитываться дома недорослям со средствами.

Митрофан учится уже года четыре, и из рук вон плохо: по часослову едва бредет с указкой в руке и то лишь под диктовку учителя, дьячка Кутейкина, по арифметике «ничего не перенял» у отставного сержанта Цыфиркина, а «по-французски и всем наукам» его совсем не учит и сам учитель, дорого нанятой для обучения этим «всем наукам» бывший кучер, немец Вральман. Но мать очень довольна и этим последним учителем, который «ребенка не неволит». <…>

…бледные добродетельные фигуры Стародума, Правдина и других, которые пришли сказать… людям, что времена изменились, что надобно воспитываться, мыслить и поступать не так, как они это привыкли делать, что дворянину бесчестно ничего не делать…»

(из статьи В. О. Ключевского ««Недоросль» Фонвизина»)
Это были материалы о теме воспитания в комедии «Недоросль» Фонвизина, проблемах воспитания и образования в пьесе.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий