Комедия «Недоросль». Художник Д. Дубинский |
Комедия «Недоросль» Фонвизина является выдающимся произведением русской литературы конца XVIII века.
В этой статье представлены ответы на вопросы о смысле названия комедии «Недоросль»; о том, почему автор назвал пьесу «Недорослем», почему это произведение называют комедией о воспитании и т.д.
Смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина
Почему Фонвизин назвал свою комедию «Недорослем»? Почему, например, не «Госпожа Простакова» или «Жизнь Простаковых»?
Название «Недоросль» напрямую отражает идею и задачу пьесы — осмеять недостатки дворянского образования, которые порождают другие проблемы в обществе.
В «Недоросле» автор высмеивает недостатки дворянского образования конца XVIII века на примере недоросля Митрофана Простакова, 15-летнего ленивого, глупого и избалованного «маменькиного сынка».
Важно понимать, что слово «недоросль» во времена Фонвизина имело официальное значение. В XVIII веке «недорослями» называли молодых дворян, которые еще не получили свидетельства об образовании, без которого нельзя было поступить на службу.
Критика о названии комедии «Недоросль»
Известный критик Д. Д. Благой считает, что главная тема пьесы «Недоросль» — тема воспитания, поэтому она отражена в названии произведении. Однако в пьесе также поднимаются и другие темы, как «злонравие», жестокость помещиков и т.д.:
«Воспитание, вернее — отсутствие сколько-нибудь нормального воспитания Митрофанушки, составляет тему … окончательной редакции «Недоросля». Это подчеркивается самым названием пьесы. <…>
Но вместе с тем нарисованная в «Недоросле» картина по своему содержанию гораздо шире, чем просто показ дурного воспитания. Воспитание Митрофанушки выражается не только в том, что его плохо учат. Сама обстановка, в которой он растет, делает его таким, каков он есть. С самого раннего детства он окружен злыми примерами. Комедия заканчивается словами Стародума, указывающего на Простакову: «Вот злонравия достойные плоды!».
Пьеса о воспитании вырастает в пьесу о помещичьем, крепостническом злонравии, в первую у нас социальную комедию-сатиру.
(Д. Д. Благой, статья «Д. И. Фонвизин»)
Критик В. Н. Малинин также считает, что главная задача комедии «Недоросль» — высмеять недостатки дворянского образования («воспитания»). И конечно, эта задача отражена в названии пьесы:
«Задача комедии — осмеять недостатки современного воспитания. <…> Бытовая обстановка, в которой наблюдается нами процесс воспитания, есть крепостная помещичья семья. При такой постановке дела Фонвизин неизбежно должен был высказаться по вопросу о крепостном праве и отношении помещиков к крестьянам.«
(В. Н. Малинин, книга «Д. И. Фонвизин» под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)
Пьеса «Недоросль» как комедия о воспитании
Известный литератор Г. А. Гуковский называет «Недоросль» комедией о воспитании:
«Воспитание для Фонвизина … — это основа и оправдание дворянских привилегий. Дворянское воспитание делает человека дворянином; невоспитанный дворянин недостоин пользоваться чужим трудом. <…>
Для Фонвизина тема воспитания — основная в его литературном творчестве…
И «Недоросль», прежде всего, комедия о воспитании. <…> Воспитание для Фонвизина — не только тема общих нравоучительных рассуждений, а животрепещущая злободневная политическая тема.»
(Г. А. Гуковский, статья из книги «Недоросль. Фонвизин Денис Иванович», 1935 г.)
Это были материалы о смысле названия комедии «Недоросль» Фонвизина», анализ причин, по которым Фонвизин назвал свою комедию «Недорослем», почему «Недоросль» — это комедия о воспитании и т.д.