Критика о повести «Портрет» Гоголя, отзывы современников

Критика о повести "Портрет" Гоголя, отзывы современников
Художник М. Михайлов

Повесть «Портрет» входит в цикл Петербургских повестей Н. В. Гоголя.

В этой статье представлена критика о повести «Портрет» Гоголя: отзывы критиков и современников о произведении.

 

 

Критика о повести «Портрет» Гоголя

В. Г. Белинский:

««Портрет» есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом, падении остается талантом.

Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом, таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно.

Прибавьте к этому множество юмористических картин и очерков во вкусе г. Гоголя; вспомните квартального надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы снять с нее портрет, и которая бранит балы и восхищается природою, — и вы не откажете в достоинстве и этой повести.

Но вторая ее часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия.»
(В. Г. Белинский «О русской повести и повестях г. Гоголя («Арабески» и «Миргород»)», 1835 г.)

***

«…повести [Гоголя] смешны, когда вы их читаете, и печальны, когда вы их прочтете. Он представляет вещи не карикатурно, а истинно: в его «Вечерах на хуторе», в повестях: «Невский проспект», «Портрет», «Тарас Бульба» смешное перемешано с серьезным, грустным, прекрасным и высоким. Комизм отнюдь не есть господствующая и перевешивающая стихия его таланта. Его талант состоит в удивительной верности изображения жизни в ее неуловимо-разнообразных проявлениях.»

(В. Г. Белинский, «О критике и литературных мнениях «Московского наблюдателя»», 1836 г.)

Отзыв в журнале «Отечественные записки»:

«…должно быть, чувствуя ее  [повести «Портрет»] недостатки, Гоголь недавно переделал ее совсем. И что же вышло из этой переделки? Первая часть повести, за немногими исключениями, стала несравненно лучше, именно там, где дело идет об изображении действительности (одна сцена квартального, рассуждающего о картинах Чарткова, сама по себе, отдельно взятая, есть уже гениальный эскиз); но вся остальная половина повести невыносимо дурна и со стороны главной мысли и со стороны подробностей. <…>

Нет, такое исполнение повести не сделало бы особенной чести самому незначительному дарованию.
А мысль повести была бы прекрасна, если б поэт понял ее в современном духе: в Чарткове он хотел изобразить даровитого художника, погубившего свой талант, а следовательно, и самого себя жадностию к деньгам и обаянием мелкой известности. И выполнение этой мысли должно было быть просто, без фантастических затей, на почве ежедневной действительности: тогда Гоголь с своим талантом создал бы нечто великое.

Не нужно было бы приплетать тут и страшного портрета с страшно смотрящими живыми глазами (в котором поэт, кажется, хотел выразить гибельные следствия копирования с натуры вместо творческого воспроизведения натуры, и выразил чересчур затейливо, холодно и сухо аллегорически); не нужно было бы ни ростовщика, ни аукциона, ни многого, что поэт почел столь нужным, именно оттого, что отдалился от современного взгляда на жизнь и искусство.»

(статья неизвестного автора «Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души»», журнал «Отечественные записки», 1842 г.)

 

С. П. Шевырев:

«Во время болезни я прочел и «Портрет», тобою переделанный. Ты в нем так раскрыл связь искусства с религией, как еще нигде она не была раскрыта. Ты вносишь много света в нашу науку и доказываешь собою назло немцам, что творчество может быть соединено с полным сознанием своего дела.»

(письмо С. П. Шевырева к Н. В. Гоголю, 26 марта 1843 г.)


В. Г. Короленко:

«Есть одно произведение Гоголя, далеко не лучшее в художественном отношении, но чрезвычайно характерное для выяснения некоторых его взглядов на задачи искусства. Оно дает также ключ к уяснению его трагедии как писателя. Это «Портрет». <…>

(В. Г. Короленко, «Трагедия великого юмориста (Несколько мыслей о Гоголе)», 1909 г.)

Это была критика о повести «Портрет» Гоголя: отзывы критиков и современников о произведении.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий