Описание сада Плюшкина в поэме «Мертвые души»: текст эпизода, анализ

Описание сада Плюшкина в поэме "Мертвые души": текст эпизода, анализ
Усадьба Плюшкина

В поэме «Мертвые души» даже самые мелкие детали имеют подчас глубокий смысл.

Сад Плюшкина — это важная деталь в образе самого помещика Плюшкина.

Ниже представлен отрывок из текста с описанием сада, а также анализ этого эпизода. Этот отрывок можно найти в главе VI поэмы «Мертвые души.

— Все материалы о Плюшкине
— Все материалы по поэме «Мертвые души«

 

Описание сада Плюшкина в поэме «Мертвые души»

«… Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении. Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная сверкающая колонна; косой остроконечный излом его, которым он оканчивался кверху вместо капители, темнел на снежной белизне его, как шапка или черная птица. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины ее, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел на воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. Местами расходились зеленые чащи, озаренные солнцем, и показывали неосвещенное между них углубление, зиявшее, как темная пасть; оно было все окинуто тенью, и чуть-чуть мелькали в черной глубине его: бежавшая узкая дорожка, обрушенные перилы, пошатнувшаяся беседка, дуплистый дряхлый ствол ивы, седой чапыжник*, густой щетиною вытыкавший из-за ивы иссохшие от страшной глушины, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья, и, наконец, молодая ветвь клена, протянувшая сбоку свои зеленые лапы-листы, под один из которых забравшись бог весть каким образом, солнце превращало его вдруг в прозрачный и огненный, чудно сиявший в этой густой темноте. В стороне, у самого края сада, несколько высокорослых, не вровень другим, осин подымали огромные вороньи гнезда на трепетные свои вершины. У иных из них отдернутые и не вполне отделенные ветви висели вниз вместе с иссохшими листьями. Словом, все было хорошо, как не выдумать ни природе, ни искусству, но как бывает только тогда, когда они соединятся вместе, когда по нагроможденному, часто без толку, труду человека пройдет окончательным резцом своим природа, облегчит тяжелые массы, уничтожит грубо-ощутительную правильность и нищенские прорехи, сквозь которые проглядывает нескрытый, нагой план, и даст чудную теплоту всему, что создалось в хладе размеренной чистоты и опрятности…»

* Чапыжник – мелкий кривой дрянной лес, кустами поросший от корней.

 

Анализ образа сада Плюшкина

Сад Плюшкина находится позади господского дома. Сад оживляет безжизненный и тоскливый пейзаж усадьбы Плюшкина. Только природа способна придать свежесть этому унылому месту.
Дикий, заросший сад красив, даже если за ним никто не ухаживает, ведь он — часть природы. Сад несет в себе жизнь и энергию, стремление к развитию и росту.

В этом смысле сад является полной противоположностью самому Плюшкину, который «завял» и «засох» после смерти жены и дочери.
Это был анализ образа сада Плюшкина в поэме «Мертвые души». а также текст эпизода с описанием сада.

Все материалы о Плюшкине
Все материалы по поэме «Мертвые души»

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий