Образ и характеристика Чарткова в повести «Портрет», описание в цитатах

Образ и характеристика Чарткова в повести "Портрет", описание в цитатах
Художник И. Гуганава

Повесть «Портрет» принадлежит к числу Петербургских повестей Николая Гоголя.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Чарткова в повести «Портрет» Гоголя: описание личности, характера и истории жизни героя в цитатах.

Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Портрет»

 

 

 

Образ и характеристика Чарткова в повести «Портрет» Гоголя

Главный герой повести «Портрет» — молодой художник Чартков, житель Петербурга:

«…проходивший мимо молодой художник Чартков.»

Возраст Чарткова — 22 года:

«…заговорили в нем двадцать два года и горячая юность.»

Чартков — бедный молодой человек:

«Что ж, если нет денег? Подождите, я заплачу. <…> Да чем платить? – вопрос. У меня нет теперь ни гроша.»

«…должен был выслушать терпеливо бедный живописец.»

Чартков — обедневший дворянин. У него есть один единственный крепостной крестьянин — слуга Никита:

«Парень назывался Никитою и проводил всё время за воротами, когда барина не было дома.»

Художник Чартков одевается бедно и не заботится о своей внешности:

«Старая шинель и нещегольское платье…»

«…не имел времени заботиться о своем наряде…»

«…надел свой крепко и сильно заношенный халат.»

Чартков снимает скромную комнату в доме на 15-ой линии Васильевского острова:

«…в своей лачужке на Васильевском острове.»

«…дотащился он к себе в Пятнадцатую линию на Васильевский остров. С трудом и с отдышкой взобрался он по лестнице, облитой помоями и украшенной следами кошек и собак.»

«…в свою студию, квадратную комнату, большую, но низенькую, с мерзнувшими окнами, уставленную всяким художеским хламом…»

«…уселся он на своем оборванном диване…»

Художник Чартков обладает многообещающим талантом. Его учитель пророчит Чарткову большое успех в искусстве, если тот будет работать над собой и развиваться:

«Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое…»

«Смотри, брат, – говорил ему не раз его профессор, – у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь.»

 

Молодой живописец Чартков живет бедно, но преданно служит искусству:

«…показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду…»

К сожалению, Чартков нетерпелив и эта черта становится для него роковой. Бедный художник мечтает поскорее разбогатеть. Он не хочет жить в нищете ради искусства:

«Но ты нетерпелив.»

«Да! терпи, терпи! – произнес он с досадою. – Есть же, наконец, и терпенью конец. Терпи! а на какие деньги я завтра буду обедать?»

«Зачем я мучусь и, как ученик, копаюсь над азбукой, тогда как мог бы блеснуть ничем не хуже других и быть таким, как они, с деньгами.»

Однажды Чартков покупает портрет одного старика. В раме портрета он обнаруживает 1000 червоных (то есть 3000 рублей) — эти деньги переворачивают всю его жизнь:

«Таким образом Чартков совершенно неожиданно купил старый портрет…»

На деньги из портрета Чартков начинает новую жизнь. Он покупает хорошую одежду, нанимает роскошную квартиру в центре и т.д.:

«Прежде всего зашел к портному, оделся с ног до головы и, как ребенок, стал обсматривать себя беспрестанно; накупил духов, помад, нанял, не торгуясь, первую попавшуюся великолепнейшую квартиру на Невском проспекте…»

Пользуясь деньгами, Чартков решает прославиться. Для этого он заказывает в газете рекламную статью о своих картинах. В результате у него появляются богатые клиенты, которые заказывают ему свои портреты:

«В душе его возродилось желанье непреоборимое схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету. <…> На другой же день, взявши десяток червонцев, отправился он к одному издателю ходячей газеты, прося великодушной помощи…»

Вскоре Чартков становится модным художником и вращается в светском обществе:

«Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. Стал ездить на обеды, сопровождать дам в галереи и даже на гулянья, щегольски одеваться… <…> одним словом, скоро нельзя было в нем вовсе узнать того скромного художника, который работал когда‑то незаметно в своей лачужке на Васильевском острове.»

Слава Чарткова растет, но вместе с тем умирает его талант. Ему надоедает рисовать одни и те же портреты. Его кисть «охладевает» и «тупеет»:

«Слава его росла, работы и заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица, которых положенье и обороты сделались ему заученными. Уже без большой охоты он писал их…»

«Кисть его хладела и тупела…»

«А некоторые, знавшие Чарткова прежде, не могли понять, как мог исчезнуть в нем талант… напрасно старались разгадать, каким образом может угаснуть дарованье в человеке…»

Вкусив славы и богатства, Чартков обращает всю свою страсть к деньгам. Золото делается его иделом и целью:

«И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью. Пуки ассигнаций росли в сундуках, и как всякий, кому достается в удел этот страшный дар, он начал становиться скучным, недоступным ко всему, кроме золота, беспричинным скрягой, беспутным собирателем…»

Однажды Чартков видит талантливую работу одного своего товарища, которая потрясает его. Чартков понимает, что он стал бездарностью и больше не может нарисовать ничего талантливого. Он осознает, что пониает, что сам убил в себе талант, который невозможно возродить:

«Боже! и погубить так безжалостно лучшие годы своей юности; истребить, погасить искру огня, может быть теплившегося в груди…»

«Да, – проговорил он отчаянно, – у меня был талант. Везде, на всем видны его признаки и следы…»

После этого случая Чартков начинает безумно завидовать талантливым художникам. Он скупает все лучшие картины и уничтожает их у себя дома:

«Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта. <…> Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья.»

В конце концов Чартков сходит с ума и умирает:

«Припадки бешенства и безумия начали оказываться чаще, и, наконец, всё это обратилось в самую ужасную болезнь. Жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткою, овладела им так свирепо, что в три дня оставалась от него одна тень только. К этому присоединились все признаки безнадежного сумасшествия. <…> Наконец жизнь его прервалась в последнем, уже безгласном, порыве страдания.»

Это был цитатный образ и характеристика Чарткова в повести «Портрет» Гоголя: описание личности, характера и истории жизни художника Чарткова в цитатах.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий