Фамусов, Софья, Молчалин и Лиза. Рисунок Йогансона, гравюра Михайлова |
Александр Андреевич Чацкий и Алексей Степанович Молчалин являются центральными персонажами пьесы «Горе от ума».
В этой статье представлена сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума» Грибоедова, сравнение образов героев в цитатах.
— Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Горе от ума»
Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума»
Чацкий и Молчалин — два ярких героя «Горе от ума», две противоположности. Они оба молоды и оба знакомы с Фамусовым. На этом их сходство, пожалуй, заканчивается.
В чем же заключаются различия между Чацким и Молчалиным? Чем Чацкий противоположен Молчалину?
Во-первых, Александра Андреевич Чацкий — потомственный дворянин и помещик, владеющий 300-400 крепостными:
«…имел душ сотни три.»
Алексей Степанович Молчалин по происхождению не дворянин (вероятно, мещанин). Он стал дворянином совсем недавно — благодаря своему начальнику Фамусову. Чин коллежского асессора дал Молчалину право на потомственное дворянство:
«Безродного пригрел и ввел в мое семейство, // Дал чин асессора и взял в секретари…» (о Молчалине)
Чацкий — отставной офицер. Он служил в армии, но «отрекся от мундира», то есть ушел в отставку. Для Чацкого жизнь не ограничивается только военной или чиновничьей службой. Он считает, что талантливый человек может найти себя в творчестве или науке:
«Не служит, то есть в том он пользы не находит…» (Фамусов о Чацком)
«…к мундиру та же страсть! // Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!»
«Из молодых людей, найдется – враг исканий, // Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, // В науки он вперит ум, алчущий познаний; // Или в душе его сам бог возбудит жар // К искусствам творческим…»
Молчалин строит карьеру чиновника и очень доволен этим. Кроме того, он советует Чацкому также стать чиновником, чтобы получать награды и жить весело:
«При батюшке три года служит…» (о Молчалине)
«Ну, право, что́ бы вам в Москве у нас служить? // И награжденья брать и весело пожить?» (Молчалин — Чацкому)
Чацкий — умный, образованный человек, «малый с головой»:
«Жаль, очень жаль, он малый с головой. <…> с эдаким умом…» (о Чацком)
Молчалин, напротив, глуп и жалок, в нем нет того ума, которым обладает Чацкий:
«Молчалин прежде был так глуп!..» (о Молчалине)
«Конечно, нет в нем этого ума» (о Молчалине)
Чацкий — резкий, «острый на язык» человек:
«Да! грозный взгляд, и резкий тон…» (О Чацком)
«Был острый человек…» (о Чацком)
В отличие от Чацкого Молчалин уступчив, скромен и тих:
«…уступчив, скромен, тих…» (о Молчалине)
Чацкий обо всем имеет свое мнение и не боится его высказывать. Молчалин же, напротив, не высказывает своего мнения, чтобы угодить окружающим:
Молчалин. В мои лета не должно сметь // Свое суждение иметь.
Чацкий. Помилуйте, мы с вами не ребяты, // Зачем же мнения чужие только святы?
Чацкий — независимый, свободолюбивый человек. Молчалин, наоборот, считает, что нужно зависеть от других, чтобы продвигаться по службе:
Молчалин. Ведь надобно ж зависеть от других.
Чацкий. Зачем же надобно?
Чацкий — гордый человек. Он не хочет «прислуживаться» начальству ради наград и повышений:
Чацкий. Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Фамусов. Вот то-то, все вы гордецы!
Молчалин, напротив, готов угождать нужным людям ради выгоды:
«Мне завещал отец: // Во первых, угождать всем людям без изъятья…»
Чацкий говорит много и красноречиво. В пьесе он произносит несколько длинных монологов. Молчалин же не отличается красноречием и почти все время молчит:
«…смолчит и голову повесит. // Конечно, смирен, все такие не резвы́…» (Чацкий о Молчалине)
Чацкий — пылкий, страстный человек, чего нельзя сказать о Молчалине:
«Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?» (Чацкий сравнивает Молчалина с собой)
Чацкий — честный, открытый и искренний человек. Он не умеет притворяться:
«Раз в жизни притворюсь.» (Чацкий о своей неспособности притворяться)
Молчалин оказывается лицемером, подлецом и трусом:
«Бог знает, в нем какая тайна скрыта…» (о Мочлалине)
«Какие низости! <…> Ужасный человек! <…> Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!» (Софья о Молчалине)
«За двери прячется, боится быть в ответе.» (о Молчалине)
Чацкого считают странным человеком и чудаком. При этом Молчалина никто не считает странным, потому что он ничем не выделяется из серой массы глупцов:
«Я странен, а не странен кто ж? // Тот, кто на всех глупцов похож; // Молчалин, например…» (Чацкий о себе и Молчалине)
В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя лишним. В конце концов он уезжает из Москвы:
«Все гонят! все клянут! Мучителей толпа…» (о Чацком)
Молчалин, напротив, не чувствует себя лишним в этом обществе. Он приобрел дружбу всех в доме Фамусова и в обществе в целом:
«Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел <…> от старичков не ступит за порог…» (о Молчалине)
Критика о Чацком и Молчалине как антиподах
М.О. Меньшиков:
«…Чацкий и Молчалин, два героя времени, скрещивают свои идеалы: Молчалин — «умеренность и аккуратность», Чацкий — независимость и достоинство. <…> Молчалин торгует своей незлобивостью…»
(М.О. Меньшиков, статья «Оскорбленный гений», книга «Критические очерки», т. 1, 1899 г.)
Т. Кравченко:
«Чацкий и Молчалин, герой и антигерой. У одного психология благородного дворянина, у другого — чиновника (Молчалин … не имеет от рождения дворянского звания.) Однако к началу пьесы, благодаря Фамусову, он уже имеет чин асессора — то есть получил личное дворянство).
Один — бунтарь, другой — приспособленец. Один печется о своей личной пользе, а уже потом — обо всем остальном. Один — открытый, до конца честный, другой — себе на уме. <…>
Молчалин … — «темная лошадка» почти до самого конца, его полная характеристика <…> припасена автором почти под занавес…»
(Т. Кравченко, статья «Нечто большее, чем картина нравов…»)
К. А. Полевой:
«…в Чацком соединено множество черт некоторых из нынешних молодых людей. Чацкий одушевлен страстями огненными; он пылок, горд, страстен ко всему прекрасному, высокому и родному. <…> Чацкий хочет всего хорошего, но не достигает ни к чему: это человек, стоящий намного выше толпы.
Зато противоположный ему характер Молчалина — создание превосходное! Несмотря на незначительность этого лица в пьесе, оно так же отличено самобытностью, как и лицо Фамусова. Низкий ползун, весь заключенный в ничтожные формы, льстец подлый и предатель коварный, этот Молчалин…»
(К. А. Полевой,»Горе от ума». Комедия в четырех действиях, в стихах. Сочинение Александра Сергеевича Грибоедова, 1833 г. )
Это была сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума» Грибоедова, сравнение образов героев в цитатах, анализ их сходства и различий.