Портрет И. А. Крылова. Художник И. Е. Эггинк |
Басня «Добрая Лисица» Крылова была написана до 12 мая 1814 г. и впервые опубликована в журнале «Чтение в Беседе любителей русского слова» в 1815 г. (кн. XVII).
В этой статье представлены материалы о морали басни «Добрая Лисица» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Мораль басни «Добрая Лисица» Крылова
Мораль басни «Добрая Лисица» заключается в том, что лицемерные люди нередко громче всех кричат о доброте и призывают к милосердию, но сами ничего хорошего не делают. Кроме того, они при первой возможности извлекают выгоду из чужой беды.
Басня напоминает о том, что настоящее добро нередко бывает молчаливо, а за громкими словами, напротив, часто ничего не стоит.
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках:
«Кто добр поистине, не распложая слова,
В молчаньи тот добро творит;
А кто про доброту лишь в уши всем жужжит,
Тот часто только добр на счет другого,
Затем, что в этом нет убытка никакого.
На деле же почти такие люди все —
Сродни моей Лисе.»
По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:
«Каждому получше хочется жить, и всяк добра себе ищет… <…> Естественно заботиться о себе, но следует думать и о других и не только желать, но и делать добро всем, особенно же обездоленным и беспомощным. Иные принимают на себя только личину доброты, они добры лишь на словах, на деле же холодные и злые себялюбцы… («Добрая Лисица»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Поэт И. И. Хемницер поясняет суть и смысл басни таким образом:
«Здесь Лисица представляет уже не льстеца, не взяточника, а злого лицемера, который, чтобы выказать свою мнению добродетель, готов на площади проповедывать о помощи ближнему, о сострадании к сиротам, а только попадись какие-либо сироты ему в руку, под его опеку, так он сам же оберет их до последней ниточки…» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)
Авторы книги «50 басен И. А. Крылова» комментируют эту басню так:
«После предателя нет человека презреннее лицемера. Как на образец низости указывают обыкновенно на Иуду, который предал Христа…
Лицемеров, то есть людей жестоких, бессердечных, в личине святоши и «благодетелей», Крылов рисовал не раз. Приведем его басни: «Добрая лисица», «Кошка и Соловей», «Туча», «Мирон»… Если вдуматься в эти басни, то они много помогут пооглядеться да разузнать людей.» (книга «50 басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
Педагог В. И. Водовозов считает эту басню очень полезной для детей:
«К лицемерию во всех его видах следует с ранних лет внушить полное отвращение… …Порок лицемерия выставлен в рассказе о Доброй Лисице. Этот рассказ полезен и тем, что знакомит детей с разнообразным, птичьим миром: кукушка, жаворонок, горлинка, ласточка и соловей — вот сколько предметов для объяснения! Нам могут заметить, что… зло, в ней выставленное, слишком утонченно, и его знание… предполагает большой опыт жизни. Но басню и не нужно объяснять в той полноте, в какой она может быть применена к жизни: разлад слова с делом находим в значительной мере уже в детском быту, и против этого коренного зла следует более всего вооружиться.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)
И. В. Сергеев считает, что в этой басне Крылов осуждает лицемерие властей по отношению к жертвам Отечественной войны 1812 года:
«Война закончилась победой, и, забыв о недавних обвинениях, все наперебой восхваляли мудрую стратегию Кутузова. Было как будто забыто и крыловское свободомыслие. <…> После победы над французами он [Крылов] не угомонился. Его ядовитая басенка «Добрая Лисица» — одно из замечательных произведений Ивана Андреевича — высмеивала казенное лицемерие по отношению к жертвам Отечественной войны…» (И. В. Сергеев, книга «И. А. Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие русские люди»)
Такова мораль басни «Добрая Лисица» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.