Мораль басни «Крестьянин и Лисица» Крылова, анализ, суть, смысл

Мораль басни "Крестьянин и Лисица" Крылова, анализ, суть, смысл
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк

Басня «Крестьянин и Лисица» Крылова была написана, судя по всему, в 1828 г. (не позднее этого года) и впервые опубликована в сборнике «Басни» в 1830 г.

В этой статье представлены материалы о морали басни «Крестьянин и Лисица» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

 

 

Мораль басни «Крестьянин и Лисица» Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Крестьянин и Лисица» заключается в том, что нечестные, бессовестные люди продолжают воровать, даже если живут в достатке и комфорте. В том числе речь идет о людях, которые получают хорошую зарплату и при этом берут взятки. Так, Лиса, живя в полном достатке у Мужика, продолжает воровать кур, потому что такова ее природа.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках:

«В ком есть и совесть, и закон,

Тот не украдет, не обманет,

В какой бы нужде ни был он;

А вору дай хоть миллион — 

Он воровать не перестанет.»

Суть басни «Крестьянин и Лисица» также отражена в русской народной пословице:

«Вор прощенный, что враг примиренный — ненадежен.»

«Повадится кувшин в воду ходить — там ему и голову положить».» 

Поэт И. И. Хемницер видит суть и мораль басни «Крестьянин и Лисица» в следующем:

«Здесь под Лисой должно разуметь не обыкновенного воришку, который норовит стянуть что ни попало, а собственно тех, которые за службу свою получают жалованье, а между тем при этом норовят еще пользоваться хозяйским добром или прижать кого-нибудь, чтобы сорвать с него взятку. Ну, всякое такое дело то же воровство, да еще и самое злое, самое постыдное. <…>

…Взяточничество-то это и есть прямое лихоимство, за которой и здесь, при жизни, еще нередко приходится тяжело расплачиваться; ну, да и на том свете, перед судом Божьим — оно непростительный грех.

Главный же смысл от этой басни тот, что кто навык к чему недоброму, тот уж от этого навыка повек не отстанет. Это же самое выражается следующей пословицей: «Повадится кувшин в воду ходить — там ему и голову положить».» 

(Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)

Авторы книги «Пятьдесят басен И. А. Крылова» комментируют эту басню таким образом:

«В целом ряд прекрасных басен Крылова рассказывает, как в его время попадали в «старосты» люди глупые («Осел и мужик», «Слон на воеводстве») или плуты: волки к овцам, лисица в курятники («Мирская сходка», «Крестьянин и Лисица», «Лиса-строитель»)…»  (книга «50 басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

Педагог В. И. Водовозов комментирует сюжет басни следующим образом:

«Бесчестная, воровская натура живо представлена в рассказе: «Крестьянин и Лисица».» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)

Педагог Е. В. Петухов считает эту басню двусмысленной и неопределенной с точки зрения морали:

«…Надо помнить, что не все без исключения басни Крылова одинаково ценны и пригодны в педагогическом отношении. <…> 

Крылов не раз обращается в своих баснях к осуждению невежества… в числе… его басен, касающихся вопроса о просвещении, знании, фигурируют… такие, как… «Огородник и Философ», «Ларчик», «Водолазы», «Крестьянин и Лисица». <…>

…Менее удачно выражена мораль в басне «Крестьянин и Лисица»: тут слова крестьянина о лошади, обращенные к лисице… отзываются уже весьма резким тоном неуважения к «разуму», который весьма смело ставится здесь ниже грубой силы.» (Е. В. Петухов, «О некоторых баснях Крылова в педагогическом отношении», Киев, тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1895 г.)

Такова мораль басни «Крестьянин и Лисица» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий