«Крестьянин в Беде». Иллюстрация А. П. Сапожникова |
Басня «Крестьянин в беде» Крылова была впервые опубликована в сборнике «Басни» в 1811 г. Время создания произведения неизвестно.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Крестьянин в беде» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Мораль басни «Крестьянин в беде» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Крестьянин в беде» заключается в том, что друзья познаются в беде. Нередко люди, которых мы считаем нашими друзьями, в трудную минуту оставляют нас или «помогают» бессмысленными советами.
Сам Крылов поясняет мораль своей басни в ее заключительных строках:
«А чуть о помощи на деле заикнешься,
То лучший друг
И нем и глух.»
Басня «Крестьянин в беде» также тесно связана в русскими народными пословицами о дружбе:
Все доброхоты, а в нужде помочь нет охоты.
Всякий: «Ах!» — да руками мах!»
Без беды друга не узнаешь.
Есть брага да пирожки, есть и дружки; а пришла беда — они прочь, как вода.
Дружба дружбе розь — иную хоть брось!
Поэт И. И. Хемницер видит суть и смысл басни в следующем:
«Смысл этой басни очень прост и ясен: на советы все щедры, потому что они ничего не стоят, убыли от них нет никакой, а поделиться добром своим — хоть бы и с приятелем аль родным, у которого не раз хлеб-соль едал — это дело другое, тут каждый в сторону, хоть бы и следовало помнить, что может случиться то же с каждым; что придется, может быть, и самому только с советами возвратиться домой, где жена и дети без куска хлеба сидят.
Всякая помощь, оказанная ближнему, то же, что копейка, прибереженная на черный день, которую Господь возвращает с лихвой. Если же сам никому не помогаешь, так и себе не жди ни от кого помощи.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)
Авторы книги «Пятьдесят басен И. А. Крылова» комментируют басню так:
«…Крылов рисует содружество людское в баснях: «Крестьянин в беде», «Волк и Лисица», «Собачья дружба», «Крестьянин и работник», «Мальчик и Червяк». <…> …Дрянны соседи крестьянина, попавшего в беду («Крестьянин в беде»)…» (книга «Пятьдесят басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
Педагог Д. И. Тихомиров поясняет суть и смысл басни таким образом:
«Лучше людям жить в согласии и дружбе — в этом их взаимная польза. Но друзей надо выбирать с разбором…
Быть другом на словах легко. Иной в нужде тебя и пожалеет, и обласкает, охотно предложит как будто и помощь, но «охотно мы дарим, что нам не надобно самим» («Волк и Лисица»). …»а чуть о помощи на деле заикнешься, то лучший друг — и нем, и глух» («Крестьянин в беде»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Авторы книги «И. А. Крылов и его басни» видят суть и смысл басни в следующем:
«Дружбе, товариществу и согласию он посвятил несколько басен, в которых в разных видах выставил, какой может произойти вред и даже несчастие, когда люди начнут пренебрегать этими священными обязанностями. <…>
В баснях «Собачья дружба» и «Крестьянин в беде» выставлены те люди, которые о своей дружбе любят говорить толька на словах; но если коснется дела, то все на попятный двор, а в случае чего, то не прочь даже и подраться из-за пустяков.» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)
Такова мораль басни «Крестьянин в беде» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.