Мораль басни «Любопытный» Крылова, анализ, суть, смысл

Мораль басни "Любопытный" Крылова, анализ, суть, смысл
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк

Басня «Любопытный» Крылова была впервые опубликована в журнале «Сын Отечества» в 1814 г. Время создания произведения неизвестно.

В этой статье представлены материалы о морали басни «Любопытный» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Полный текст басни вы можете найти здесь.

 

 

Мораль басни «Любопытный» Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Любопытный» заключается в том, что люди нередко углубляются в детали настолько, что не замечают главного и важного. В этой басне Крылов высмеивает такие качества, как ограниченность, недальновидность, узость мышления.

Благодаря басне «Любопытный» стала крылатой следующая фраза:

«Слона-то я и не приметил…»

По мнению В. Ф. Кеневича, в основе этой басни лежит реальная история:

«…поводом к сочинению этой басни послужил следующий случай: кто-то из приезжих в Петербург, посетив кунсткамеру, за обедом у Авраама Сергеевича Норова с восторгом говорил об ее богатых коллекциях, останавливаясь на самых мельчайших предметах. На вопрос же, видел ли он слона, отвечал: «Виноват, слона я не заметил». Этот рассказ сообщен нам А. А. Куниным.» (Кеневич В. Ф., из «Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова»)

По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:

«Свои недостатки мы замечаем в себе очень редко — и в действительной жизни, и в зеркале жизни — в книге, в сатире, хотя эти же самые слабости, а тем более пороки, мы прекрасно видим в других, указываем на них пальцем, смеемся над ними, открыто порицаем их («Зеркало и обезьяна»). Невнимательно относясь к себе, мы нередко и в окружающем не видим существенного и важного для нас: замечаем (в жизни и в книге) мелочи, а слона не примечаем («Любопытный»). <…>

Невнимание к своим недостаткам губительно для нас же самих: недостатки наши влекут за собой неприятности и беды, от которых и можно спастись только тогда, когда мы узнаем и устраним их причины, т.е. эти самые свои недостатки.» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

Педагог В. И. Водовозов считает, что суть и смысл басни заключаются в следующем:

«Басня «Любопытный» дает случай объяснить, что такое кунсткамера, музей естественной истории. Всего естественнее показать бы это детям на деле… <…> Чтобы дать понять басню, необходимо сказать, что слон… стоит в Петербургской кунсткамере, в особой комнате, которую рассеяный посетитель легко может обойти. «Слона-то я и не приметил» — относится к людям, которые, увлекаясь мелочами, пропускают без внимания важные предметы. У детей это бывает очень часто по непривычке сосредоточивать внимание на главном предмете. Но предметы, поражающие величиной, всегда их привлекают: им скорее надобно объяснить, что в природе какая-нибудь букашка, мошка, важны не менее слона, что слон, в том смысле, какой придает ему басня, может заключаться в предметах, самых незначительных по виду.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.) (Г. К. Дорофеев, «Воспитательное значение басен И.А. Крылова. Речь, произнес. на лит.-муз. утре…», Тифлис, 1895 г.)

И. В. Сергеев считает басню «Любопытным» маленькой пьесой:

«Большинство басен [Крылова] представляют собою превосходные одноактные пьесы-миниатюры: резкие, яркие характеры действующих лиц, живой и остроумный диалог, быстрое развитие действия. Слова от автора напоминают сценические ремарки — пояснения действий. Разве его «Демьянова уха», «Волк и Ягненок», «Лисица и Сурок», «Лжец», «Два Мужика», «Любопытный» — не маленькие пьески?..» (И. В. Сергеев, книга «И. А. Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие русские люди»)

Такова мораль басни «Любопытный» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий