Мораль басни «Слон на воеводстве» Крылова, анализ, суть, смысл

Мораль басни "Слон на воеводстве" Крылова, анализ, суть, смысл
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк

Басня «Слон на воеводстве» Крылова была написана до 16 марта 1809 г. и впервые опубликована в «Драматическом вестнике» за 1808 г. (вышел в печать после 20 марта 1809 г.).

В этой статье представлены материал о морали басни «Слон на воеводстве» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Полный текст басни вы можете прочитать здесь.

 

 

Мораль басни «Слон на воеводстве» Крылова

Мораль басни «Слон на воеводстве» заключается в том, что добрый, простой, но глупый человек может причинять не меньше вреда, чем хитрый, расчетливый подлец.

Сам Крылов поясняет мораль этой басни в ее первых строках:

«Кто знатен и силен,

Да не умен,

Так худо, ежели и с добрым сердцем он.»

По мнению педагога В. И. Водовозова, суть и смысл басни «Слон на воеводстве», заключается в следующем:

«Целый ряд басен Крылова выставляет, как глупые судьи и воеводы бывают обмануты, покровительствуя злу против своего желания. На первый раз довольно прочесть рассказ «Слон на воеводстве», чтобы показать, как самая доброта глупца отнимает у каждой овцы по шкурке. В дополнение… басня «Кукушка и Орел»… Цель этих басен действовать против того грубого тщеславия, которое в молодом возрасте искажает всякую простоту сердца и останавливает развитие умственных способностей. Поддерживая благородную гордость, воспитатель должен осуждать всякий дух высокомерия в отношениях учащихся между собою…»

(В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)

Авторы книги «Пятьдесят басен И. А. Крылова» считают, что Крылов неудачно выбрал слона в качестве главного героя басни:

«Мысль о том, что и честные глупцы для важных дел не годятся, пояснена Крыловым… в басне «Слон на воеводстве». Жаль, что в ней простаком-воеводой выведен слон. Глупая простота совсем не под стать слону. Слон очень умное животное. <…> Но раз в басне выводится животное, оно должно являться со своейственным ему нравом, а не «уродом», не выродком из своей породы. <…> Некстати слон на воеводстве в наших морозных краях и потому, что он житель стран знойных, где к тому же враги стадам не волки, а львы, могучие тигры, леопарды… И с какой статьи волкам просить себе тулупов! Некоторое правдоподобие необходимо сохранять и в басне. <…> …В басне «Слон на воеводстве» нравы животных очерчены неудачно…»

(книга «Пятьдесят басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., Санкт-Петербург, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

Педагог Е. В. Петухов считает эту басню двусмысленной и неопределенной с точки зрения морали:

«…Надо помнить, что не все без исключения басни Крылова одинаково ценны и пригодны в педагогическом отношении. <…> …Необходимо, чтобы та духовная пища, которая предлагается ребенку через доступную ему книгу, была… безупречной в своей нравственной основе… <…> …При всех своих высоких художественных и иных достоинствах басни Крылова в целом своем виде не отвечают такому требованию. <…>

…Нам кажется, что мораль басен «Вороненок» и «Слон на воеводстве» лишена определенности и может вызвать собою различные толкования, в педагогическом отношении совершенно не желательные.»

(Е. В. Петухов, «О некоторых баснях Крылова в педагогическом отношении», Киев, тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1895 г.)

Такова мораль басни «Слон на воеводстве» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий