Портрет И. А. Крылова. Художник И. Е. Эггинк |
Басня «Слон на воеводстве» Крылова была написана до 16 марта 1809 г. и впервые опубликована в «Драматическом вестнике» за 1808 г. (вышел в печать после 20 марта 1809 г.).
В этой статье представлены материал о морали басни «Слон на воеводстве» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Полный текст басни вы можете прочитать здесь.
Мораль басни «Слон на воеводстве» Крылова
Мораль басни «Слон на воеводстве» заключается в том, что добрый, простой, но глупый человек может причинять не меньше вреда, чем хитрый, расчетливый подлец.
Сам Крылов поясняет мораль этой басни в ее первых строках:
«Кто знатен и силен,
Да не умен,
Так худо, ежели и с добрым сердцем он.»
По мнению педагога В. И. Водовозова, суть и смысл басни «Слон на воеводстве», заключается в следующем:
«Целый ряд басен Крылова выставляет, как глупые судьи и воеводы бывают обмануты, покровительствуя злу против своего желания. На первый раз довольно прочесть рассказ «Слон на воеводстве», чтобы показать, как самая доброта глупца отнимает у каждой овцы по шкурке. В дополнение… басня «Кукушка и Орел»… Цель этих басен действовать против того грубого тщеславия, которое в молодом возрасте искажает всякую простоту сердца и останавливает развитие умственных способностей. Поддерживая благородную гордость, воспитатель должен осуждать всякий дух высокомерия в отношениях учащихся между собою…»
(В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)
Авторы книги «Пятьдесят басен И. А. Крылова» считают, что Крылов неудачно выбрал слона в качестве главного героя басни:
«Мысль о том, что и честные глупцы для важных дел не годятся, пояснена Крыловым… в басне «Слон на воеводстве». Жаль, что в ней простаком-воеводой выведен слон. Глупая простота совсем не под стать слону. Слон очень умное животное. <…> Но раз в басне выводится животное, оно должно являться со своейственным ему нравом, а не «уродом», не выродком из своей породы. <…> Некстати слон на воеводстве в наших морозных краях и потому, что он житель стран знойных, где к тому же враги стадам не волки, а львы, могучие тигры, леопарды… И с какой статьи волкам просить себе тулупов! Некоторое правдоподобие необходимо сохранять и в басне. <…> …В басне «Слон на воеводстве» нравы животных очерчены неудачно…»
(книга «Пятьдесят басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., Санкт-Петербург, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
Педагог Е. В. Петухов считает эту басню двусмысленной и неопределенной с точки зрения морали:
«…Надо помнить, что не все без исключения басни Крылова одинаково ценны и пригодны в педагогическом отношении. <…> …Необходимо, чтобы та духовная пища, которая предлагается ребенку через доступную ему книгу, была… безупречной в своей нравственной основе… <…> …При всех своих высоких художественных и иных достоинствах басни Крылова в целом своем виде не отвечают такому требованию. <…>
…Нам кажется, что мораль басен «Вороненок» и «Слон на воеводстве» лишена определенности и может вызвать собою различные толкования, в педагогическом отношении совершенно не желательные.»
(Е. В. Петухов, «О некоторых баснях Крылова в педагогическом отношении», Киев, тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1895 г.)
Такова мораль басни «Слон на воеводстве» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.