Басня «Тришкин кафтан». Художник М. М. Гужавин |
Басня «Тришкин кафтан» Крылова была впервые опубликована в журнале «Сын Отечества» в 1815 г. Время создания произведения неизвестно.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Тришкин кафтан» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Полный текст басни вы можете прочитать здесь.
Мораль басни «Тришкин кафтан» Крылова
«Тришкин кафтан». Иллюстрация К. И. Рудакова |
Мораль басни «Тришкин кафтан» заключается в том, что люди нередко пытаются решить свои финансовые проблемы, создавая все новые и новые долги; в конце концов проблемы только накапливаются и их все сложнее решать. Действительно, некоторое время человек может латать свой «старый кафтан», избегая решительных мер, но рано или поздно ему придется сшить новый.
В этой басне Крылов высмеивает такие качества, как лень, глупость, слабоволие, легкомысленность, недальновидность, безответственность.
Басня «Тришкин кафтан» направлена против помещиков, которые пытались поправить свое финансовое положение с помощью перезалогов имений в Опекунском Совете. В современном мире также существует подобная проблема, когда люди берут новые кредиты, чтобы погасить предыдущие, и нередко оказываются в затруднительном положении.
«Тришкин кафтан». Иллюстрация А. П. Сапожникова |
Сам Крылов поясняет мораль басни «Тришкин кафтан» в ее последних строках:
«Таким же образом, видал я, иногда
Иные господа,
Запутавши дела, их поправляют,
Посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют.»
Н. В. Гоголь в одном из своих писем к матери предостерегает ее от положения, в котором оказывается Тришка:
«Рад, если вы точно избавитесь от хлопот взятием денег из ломбарда, и душевно желаю, чтобы не случилось так, как в первый раз, когда вы должны были всякий раз занимать, чтобы уплачивать проценты, что было несколько похоже на человека, отрезывающего себе фалды, с тем, чтобы заплатать локти.» (письмо Н. В. Гоголя к матери, 22 февраля 1836 г.)
Рисунок А. Н. Комарова |
Авторы книги «50 басен И. А. Крылова» комментируют мораль басни таким образом:
««Тришкин кафтан » обратился в пословицу. Когда человек вместо того, чтобы трудом да бережью поправлять свое хозяйство, только, что называется, «наскоро дыры затыкает», путает свои дела с каждым днем все больше да больше, про него говорят, что он их, как Тришка кафтан, подлатает, — скоро станут они ни на что не похожи!
Тришка — беззаботная головушка! — хоть тем хорош, что ни на кого своей вины не валит. Выкрутиться из беды не умеет, да «Бога не гневит — никого в беде не винит».» (книга «50 басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
Педагог В. И. Водовозов считает, что мораль басни может быть неверно понята детьми, поэтому взрослым стоит пояснять ее:
«Тришкин Кафтан».
Иллюстрация В. Серова«…Нельзя безусловно решить, чтобы каждая его басня… в одинаковой мере удовлетворяла требованиями детского возраста. Некоторые из них заключают сатиру, вовсе непонятную для детей… <…>
Басня «Тришкин Кафтан» заключает на вид очень простой и забавный рассаказ. Тришка обрезывает рукава, чтобы заплатать локти, обрезывает фалды и полы, чтобы наставить рукава. Но если вы захотит объяснить как следует смысл этой басни, то вам придется обратиться к предметам, выходящим из круга детских понятий. Дитя скорее поймет, что Тришка был очень искусен в своем деле; применив же басню к детскому быту, мы лишим ее сатирической силы.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.
Такова мораль басни «Тришкин кафтан» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.