Назанский в повести «Поединок» Куприна, образ, характеристика

Назанский в повести "Поединок" Куприна, образ, характеристика
Назанский.
Художник П. Пинкисевич

Офицер Назанский является одним из ярких второстепенных персонажей повести «Поединок» Александра Куприна.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Назанского в повести «Поединок» Куприна: описание внешности и характера героя, его отношений с Ромашовым и т.д.

Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Поединок»

 

 

Назанский в повести «Поединок» Куприна

Офицер Назанский является сослуживцем подпоручика Ромашова, главного героя повести.

Полное имя героя — Василий Нилыч Назанский:

«О чем же вы думали перед моим приходом, Василий Нилыч?»

О внешности Назанского известно следующее:

«Никогда еще лицо Назанского, даже в егo лучшие, трезвые минуты, не казалось Ромашову таким красивым и интересным. Золотые волосы падали крупными цельными локонами вокруг его высокого, чистого лба, густая, четырехугольной формы, рыжая, небольшая борода лежала правильными волнами, точно нагофрированная, и вся его массивная и изящная голова, с обнаженной шеей благородного рисунка, была похожа на голову одного из трех греческих героев или мудрецов, великолепные бюсты которых Ромашов видел где‑то на гравюрах. Ясные, чуть‑чуть влажные голубые глаза смотрели оживленно, умно и кротко. Даже цвет этого красивого, правильного лица поражал своим ровным, нежным, розовым тоном, и только очень опытный взгляд различил бы в этой кажущейся свежести, вместе с некоторой опухлостью черт, результат алкогольного воспаления крови.»

«…его белая фигура и золотоволосая голова то мелькали в просветах окон…»

У Назанского прекрасные голубые глаза:

«…задумчивыми, прекрасными голубыми глазами.»

«…его голубые глаза, наполнившись слезами, заблестели.»

«…загорались жизнью и блеском и вновь становились прекрасными его голубые глаза.»

Офицер Назанский — «беспросыпный» пьяница:

«Впрочем, кажется, пьет…»

«…или беспросыпных пьяниц, вроде вашего Назанского…»

 

Назанскому около 30 лет, так как 10 лет назад он поступил на службу:

«…я прослужил сначала три года, потом был четыре года в запасе, а потом три года тому назад опять поступил в полк.»

Офицер Назанский — талантливый, чуткий и широкий человек, который губит себя алкоголем:

«Вы – такой талантливый, чуткий, широкий человек, и вот… точно нарочно губите себя.»

Назанский — умный человек с прекрасной душой:

«А другим вы быть не можете, несмотря на ваш ум и прекрасную душу.»

Офицер Ромашов считает Назанского своим другом и учителем:

«Она выговаривала мне за дружбу с Назанским…»

«Ему хотелось сказать: «Прощайте, учитель», но он застыдился фразы…»

Назанский хорошо понимает и чувствует Ромашова:

«Я вас знаю хорошо, лучше, чем всех других, и я чувствую вашу душу. Ведь вы совсем не верите в это.»

Офицер Назанский относится к Ромашову с лаской и нежностью:

«Спасибо, родной.»

«Ах, милый мой, милый Ромашов…»

«…возразил ласково Назанский и грустными, нежными глазами поглядел на Ромашова.»

«Родной мой Юрочка!.. Простите, что я вас так назвал. – Назанский, точно извиняясь, протянул к нему издали дрожащую руку.»

Ромашов и Назанский иногда вместе выпивают и беседуют на философские темы. Ромашов приходит к Назанскому, когда ему не с кем поговорить, например, перед поединком:

«…пьянствовать со своим Назанским…»

«…мне захотелось видеться с вами, – сказал небрежно Ромашов. – Завтра я дерусь на дуэли с Николаевым. Мне противно идти домой. Да это, впрочем, все равно. До свиданья. Мне, видите ли, просто не с кем было поговорить… Тяжело на душе.»

Назанский живет бедно, как и Ромашов:

«Комната у Назанского была еще беднее, чем у Ромашова.»

«Пошлите, пожалуйста, за бромом… и… немного водки. Я без денег…»

Офицер Назанский ненавидит службу в армии, но продолжает служить, сам не зная почему:

«Я ненавижу, например, военную службу, но служу. Почему я служу? Да черт его знает почему!»

Назанский ведет скучную, тоскливую жизнь в армии:

«Мое существование однообразно, как забор, и серо, как солдатское сукно.»

«…ограниченной еще больше, чем наша нелепая жизнь…»

С помощью алкоголя Назанский пытается уйти от реальности, в которой он чувствует себя подавленным:

«…я счастлив. В полку завтра все скажут, что у меня запой. А что ж, это, пожалуй, и верно, только это не совсем так. Я теперь счастлив, а вовсе не болен и не страдаю. В обыкновенное время мой ум и моя воля подавлены. Я сливаюсь тогда с голодной, трусливой серединой и бываю пошл, скучен самому себе, благоразумен и рассудителен.»

Назанский — чувствительный и сентиментальный человек:

«Думаю я обо всем об этом, и случается, так вдруг иногда горячо прочувствую чужую радость, или чужую скорбь, или бессмертную красоту какого‑нибудь поступка, что хожу вот так, один… и плачу, – страстно, жарко плачу…»

Назанский — романтик и мечтатель:

«Какое, например, наслаждение мечтать о женщинах! Нет, не грязно думать. Зачем?»

«Назанский, это мечты, это фантазии!»

Офицер Назанский — безвольный, опустившийся, разлагающийся человек, по мнению Шурочки:

«…при безвольном, опустившемся, нравственно разлагающемся человеке…»

Офицер Назанский много видел и пережил в жизни:

«Я ведь много прожил на свободе и много кой‑чего читал, много испытал и видел.»

Назанский участвовал в войне и бывал в атаках:

«После ночного перехода шли мы в атаку. Сбились мы все тогда с ног, устали, разнервничались все: и офицеры и солдаты. Брем велит горнисту играть повестку к атаке…»

Назанский любит сидеть дома:

«Назанский был, по обыкновению, дома.»

Когда Назанский уходит в запой, его внешность странно меняется:

«Все лицо Назанского странно изменилось за то время, как оба офицера не виделись. Глаза глубоко ввалились и почернели вокруг, виски пожелтели, а щеки с неровной грязной кожей опустились и оплыли книзу и некрасиво обросли жидкими курчавыми волосами.»

Находясь в запое, Назанский видит галлюцинации и боится своей комнаты:

«Спасибо, родной. Мы вот что сделаем… фу, какая гадость!.. Повезите меня куда‑нибудь на воздух – здесь омерзительно, и я здесь боюсь… Постоянно такие страшные галлюцинации.»

«О, как я боюсь своей комнаты… Какие сны, какие сны!»

Назанский считает, что жизнь прекрасна, несмотря на все трудности и испытания:

«А посмотрите, нет, посмотрите только, как прекрасна, как обольстительна жизнь!»

«Сколько радости дает нам одно только зрение! А если еще музыка, запах цветов, сладкая женская любовь! И есть безмернейшее наслаждение – золотое солнце жизни, человеческая мысль!»

Назанский считает, что плохих людей нет:

«Вы знаете – Диц хороший человек, да и все хорошие, Ромашов: дурных людей нет.»

Назанский считает, что в царской, разлагающейся армии нет места талантливым, чутким и добрым людям:

«Все, что есть талантливого, способного, – спивается. <…> Положим, остаются люди чуткие, с сердцем, но что они делают? Для них служба – это сплошное отвращение, обуза, ненавидимое ярмо.»

«…даже самые лучшие, самые нежные из них, прекрасные отцы и внимательные мужья, – все они на службе делаются низменными, трусливыми, злыми, глупыми зверюшками.»

Назанский советует Ромашову уволиться из армии, чтобы сохранить то светлое, что есть в нем:

«Идите, идите, – сказал он с ласковой грустью. – В вас что‑то есть, какой‑то внутренний свет… я не знаю, как это назвать. Но в нашей берлоге его погасят. Просто плюнут на него и потушат.»

«Уходите, Ромашов. Говорю вам так, потому что я сам попробовал воли, и если вернулся назад, в загаженную клетку, то виною тому… ну, да ладно…»

Офицер Назанский советует Ромашову не боятся жизни и «смело нырять в нее», уволиться из армии и искать себя:

«Главное – не бойтесь вы, не бойтесь жизни: она веселая, занятная, чудная штука – эта жизнь.»

«Смело ныряйте в жизнь, она вас не обманет.»

Назанский выступает против дуэли Ромашова и Николаева. Он всячески убеждает Ромашова отказаться от поединка. В конце концов ему удается его убедить, но в дело вмешивается Шурочка. В результате, Ромашов погибает на поединке:

«Ах, дураки, дураки!» (Назанский о Ромашове и Николаеве накануне дуэли)

Когда-то Назанский был влюблен в Шурочку Николаеву, но она не захотела быть с ним из-за его алкоголизма:

«Я встретился один‑единственный раз в жизни с чудной, необыкновенной женщиной. С девушкой… <…>Она разлюбила меня за то, что я пью… впрочем, я не знаю, может быть, я пью оттого, что она меня разлюбила. Она… ее здесь тоже нет… это было давно. <…> Между нами не было романа. Всего десять‑пятнадцать встреч, пять‑шесть интимных разговоров.»

По словам Шурочки, она любила Назанкого, но рассталась с ним из-за его слабого характера:

«Я любила вас и до сих пор еще люблю… <…> Прощайте. Мысленно целую вас в лоб… как покойника, потому что вы умерли для меня.»

«…этим несчастным Назанским. <…> Это же был невинный полудетский роман!»

Назанский является сторонником индивидуализма. Он считает, что человек прежде всего должен любить не все человечество, а самого себя, свое тело и ум:

«…любовь к человечеству выгорела и вычадилась из человеческих сердец. На смену ей идет новая, божественная вера, которая пребудет бессмертной до конца мира. Это любовь к себе, к своему прекрасному телу, к своему всесильному уму, к бесконечному богатству своих чувств. <…> …не телячья жалость к ближнему, а божественная любовь к самому себе соединяет мои усилия с усилиями других, равных мне по духу людей!»

Для Назанского самое главное в жизни — это свободная душа, творческая мысль и жажда жизни:

«Нет, мой родной, есть только одно непреложное, прекрасное и незаменимое – свободная душа, а с нею творческая мысль и веселая жажда жизни.»

Это был цитатный образ и характеристика Назанского в повести «Поединок» Куприна: описание внешности и характера персонажа, его отношений с Ромашовым и т.д.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий