Анализ поэмы «Демон» Лермонтова: суть, смысл, идея

Анализ поэмы "Демон" Лермонтова: суть, смысл, идея
«Демон».
Иллюстрация М. В. Врубеля

Поэма «Демон» является одним из самых известных произведений великого русского поэта и прозаика М. Ю. Лермонтова.
В этой статье представлен анализ поэмы «Демон» Лермонтова: суть, смысл, идея произведения.

Характеристика Демона в цитатах
Краткое содержание поэмы «Демон»
Все материалы по поэме «Демон»

 

 

Анализ поэмы «Демон» Лермонтова

В. В. Сиповский:

«Демон назван «печальным»; он с грустью вспоминает те «лучшие дни», когда он «верил и любил», блистая красой в свите Творца. Тогда не знал он злобы и сомненья. Когда он отпал от Бога и сделался «духом зла» — это зло недолго доставляло ему радость. Тогда он стал «сеять зло без наслажденья», и скоро «зло наскучило ему». Полный отчаянья, чтобы заглушить сердечный ропот, он часто отдавался титанической борьбе с разъяренными стихиями… <…>

Но и такое опьянение стихийной борьбой ему не помогло — он скорок пресытился своим одиноким и вечным существованием. <…> Эта тоска его так беспредельна, что он презирает не только людей, но даже саму природу…

В минуту глубокой печали увидел он Тамару. Она была необыкновенная красавица… <…> Но у нее была и необыкновенная душа… <…> Ее душа была широкая и мятежная. Недаром Демон увидел в ее очах «рай и ад»! <…> Тамара принадлежала к семье тонко организованных натур… <…> Она не была создана для мира… Словом, она — подстать Демону, в котором тоже нет грубости, духовный облик которого тоже отличается изяществом и тонкостью.

Красота Тамары и телесная и духовная поразили Демона… <…> …и в сердце его мелькнул «призрак возрожденья». И тогда он стал неотступно преследовать Тамару… <…>

Божественно-чистый лик Тамары склоняет Демона к добру, к свету; он входит к ней в келью, «любить готовый, с душой, открытой для добра». Он ей клянется… <…>

Демон верит, что «добру и небесам» Тамара могла бы возвратить его одним своим словом. Но чувство старинной злобы закипает в сердце Демона всякий раз, когда он видит, что на душу его избранницы предъявляют права и другие: когда между ним и Тамарой становится «посланник Небес», Демон преисполняется ненавистью к Богу; тогда пробуждается в его сердце мрачная страсть, исчезает ясный рой светлых мечтаний…

Да едва ли было возможно полное примирение Демона с Богом. Он говорит Тамаре, что она может вернуть его к «добру», но из дальнейших слов его видно, что «добром» он называет только «отречение от зла» — он не хочет бороться с Богом, но служить Богу и людям тоже не станет — оттого он зовет Тамару прочь от мира…

Переродиться нравственно Демон не может — он не может всего себя «высветлить любовью», так как на дне его старинной раны гнездиться старая злоба. Он любит для себя, и холодное презрение его к людям не сменяется в его сердце любовью к ним.

Тамара умирает, и душу ее ангел уносит на небо. Демон не овладевает этой душой… <…>

Таким образом, она [Тамара] прощена за то, что страдала; страдания очистили ее душу. Отдаваясь своей греховной любви, она верила, что этим спасет Демона, и это самоотвержение спасло ее саму и возвысило… как Сонечку Мармеладову ее падение.»
(«Очерки русской литературы XIX ст. 40-60-ых годов. История русской словесности», под ред. В. В. Сиповского, 1908 г.)

В. С. Соловьев:

«…В «Демоне» и «Герое нашего времени»… окончательное торжество эгоизма над неудачной попыткой любви есть намеренная тема. <…>

…Герой этой поэмы [«Демон»] есть тот же главный демон самого Лермонтова — демон гордости, которого мы видели в ранних стихотворениях. Но в поэме он ужасно идеализирован… хотя… образ его действий… скорее приличествует юному гусарскому корнету, нежели особе такого высокого чина и таких древних лет. Несмотря на великолепие стихов и на значительность замысла, говорить с полной серьезностью о содержании поэмы «Демон» для меня… невозможно… <…>

…Идеализированный демон вовсе уж не тот дух зла, который… был описан в прежних стихотворениях… Демон поэмы не только прекрасен, он до чрезвычайности благороден и, в сущности, вовсе не зол. Когда-то у него произошло какое-то загадочное недоразумение с Всевышним, но он тяготится этой размолвкой и желает примирение. Случай к этому представляется, когда демон видит прекрасную грузинскую княжну Тамару, пляшущую и поющую на кровле родительского дома. …Для демонизма это есть начало возрождения. Однако возрождения не происходит. После смерти жениха и удаления Тамары в монастырь, демон входит к ней, котовый к добру, но, видя ангела, охраняющего ее невинность, воспламеняется ревностью, соблазняет ее, убивает и, не успевши завладеть ее душою, объявляет, что он хотел стать на другой путь, но что ему не дали, и с сознанием своего полного права становится уже настоящим демоном. <…>

…Натянутое и ухищренное оправдание демонизма в теории… вот к чему пришел Лермонтов перед своим трагическим концом. <…>

Облекая в красоту формы ложные мысли и чувства, он делал и делает еще их привлекательными для неопытных… Обличая ложь воспетого им демонизма… мы во всяком случае подрываем эту ложь…»
(очерк «Лермонтов», 1899 г. («Собрание сочинений В. С. Соловьева», том 8 (философские и другие сочинения последних годов), 1903 г.))

 

В. Э. Вацуро:

«…основной конфликт, сохранившийся в общем виде до последней редакции: падший ангел, несущий на себе бремя вселенского проклятия, влюбляется в смертную, ища в любви перерождения и выхода из космического одиночества. Но его избранница, монахиня, любит ангела, и надежда на возрождение сменяется ненавистью и жаждой мести. Демон обольщает и губит монахиню и торжествует над соперником . <…>

В окончательной редакции фигура Тамары перерастает в почти символический образ, по своему философско-этическому содержанию равновеликий образу Демона. Теперь мотив любви ее к ангелу почти теряет свое значение, а в «грехопадении» ее открывается высший смысл. Она наделена той полнотой переживания, которая исчезла в современном мире… Она способна к самоотверженной любви и к искупительному жертвенному страданию, которые ставят ее на грань святости; эта концепция закрепляется монологом ангела… <…>

Демон… не только наказан, но и побежден в самый момент своей мнимой победы, ибо его жертва возвысилась над ним. <…> Побежденный Демон оказывался существом бунтующим и страдающим. <…>

«Мцыри» и «Демон» были высшими достижениями романтической поэмы Лермонтова, — не только по своей проблематике, но и по поэтическому языку. Исповедь Мцыри, монологи Демона были результатом длительной творческой работы, но внешне они предстают читателю как почти импровизация, сплошной речевой поток, повышенно экспрессивный, иной раз «неточный» по сравнению с пушкинскими нормами словоупотребления, но захватывающий и буквально гипнотизирующий читателя. <…>

Эта неистовствующая лирическая стихия выливалась из-под пера поэта, уже начавшего работу над «Героем нашего времени», который в нашем сознании открывает традицию русского реалистического психологического романа. Однако противоречие здесь кажущееся.»
(В. Э. Вацуро, вступительная статья к тому 1, «Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова в 4 томах», СПб, из-во Пушкинского Дома, 2014 г.)

Это был анализ поэмы «Демон» Лермонтова: суть, смысл, идея произведения.

Все материалы по поэме «Демон»
Все материалы по творчеству Лермонтова

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий