Жанр поэмы «Медный всадник» Пушкина, особенности стиля

Жанр поэмы "Медный всадник" Пушкина, особенности стиля
«Медный всадник» и Евгений.
Художник А. Н. Бенуа

Поэма «Медный всадник» Пушкина — это во многих отношениях выдающееся произведение.

Жанр «Медного всадника» и его стиль обладают своими яркими особенностями, как и композиция поэмы.

Краткое содержание поэмы
Все материалы по поэме «Медный всадник»

 

 

 

Жанр поэмы «Медный всадник» Пушкина

В литературе о Пушкине «Медный всадник» принято называть поэмой. Сам Пушкин дал своем произведению подзаголовок «Петербургская повесть». Но к какому жанру на самом деле относится «Медный всадник»?

По мнению исследователей, жанр «Медного всадника» представляет собой, скорее, комбинацию особенностей нескольких жанров.

Известный исследователь Макогоненко пишет о жанре «Медного всадника» следующее:

«…Изложение истории … жизни в столице чиновной империи рождало необходимость создания особого жанра и его поэтики — после «Медного всадника» жанр петербургской повести о бедном чиновнике надолго утвердится в русской литературе…» (Г. П. Макогоненко, «Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы (1830—1833)», 1974 г.)

Известный исследователь-пушкинист Д. Благой называет поэму «Медный всадник» парадоксом в отношении жанровой принадлежности:

«…Если угодно, «Медный всадник» является парадоксом и в жанровом отношении, сочетая в себе … лирико-драматическую повесть в стихах с эпопеей, быт с историей, величественное и ужасное с будничным, обыденным…» (Д. Благой, «Мастерство Пушкина», 1955 г.)

По словам Д. Благого, в «Медном всаднике» соединяются в себе такие жанры, как героическая эпопея и лирико-драматическая «мещанская» повесть в стихах.
При этом стиль поэмы «Медный всадник» также разнообразен и сочетает в себе как высокий, торжественный стиль, так и прозаически-разговорные эпизоды:

«…Соответственно темам Петра и Евгения в «Медном всаднике» жанр героической эпопеи соединяется с жанром «мещанской», «петербургской повести», высокий, торжественно-архаический стиль кусков о Петре и о его «творенье» с прозаически-разговорной речью мест, рассказывающих о житье-бытье рядового петербургского чинуши…» (Д. Благой, «Медный всадник» // Путеводитель по Пушкину, 1931 г.)

Таким образом, и жанр «Медного всадника» Пушкина представляет собой, по сути, комбинацию нескольких жанров, удивительно гармонично «уживающихся» в одном произведении. То же самое можно сказать и о стиле «Медного всадника».

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий