Кочубей. Иллюстрация К. И. Рудакова |
Кочубей является одним из ярких центральных персонажей поэмы «Полтава» Александра Пушкина.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Кочубея в поэме «Полтава» Пушкина: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Кочубея.
Все материалы по поэме «Полтава»
Все материалы по творчеству Пушкина
Характеристика Кочубея в поэме «Полтава» Пушкина
Историческая справка:
Василий Леонтьевич Кочубей (1640 — 1708) — генеральный писарь и генеральный судья Войска Запорожского, соратник гетмана Мазепы. Дочь Кочубея, Матрена (Пушкин называет ее Марией), на самом деле сбежала к Мазепе из дома, но после была возвращена в семью. Согласно же вымыслу Пушкина, судьба Марии складывается иначе.
Старик Кочубей является богатым и знатным человеком. Ему принадлежат земли вокруг Полтавы:
«Богат и славен Кочубей.
Его луга необозримы;
Там табуны его коней
Пасутся вольны, нехранимы.
Кругом Полтавы хутора
Окружены его садами,
И много у него добра,
Мехов, атласа, серебра
И на виду и под замками.»
«Богат и знатен Кочубей.
Довольно у него друзей.»
«И вспомнил он свою Полтаву,
Обычный круг семьи, друзей,
Минувших дней богатство, славу…»
«Мы знаем,
Что ты несчетно был богат…»
Старик Кочубей счастливо живет с женой и дочерью в своем полтавском имении:
«Узнал ли ты сию обитель,
Сей дом, веселый прежде дом,
Где ты, вином разгоряченный,
Семьей счастливой окруженный,
Шутил, бывало, за столом?»
Кочубей является соратником и другом гетмана Мазепы:
«Так! было время: с Кочубеем
Был друг Мазепа; в оны дни
Как солью, хлебом и елеем,
Делились чувствами они.»
Больше всего Кочубей гордится не своим богатством, а единственной дочерью Марией:
«Но Кочубей богат и горд
Не долгогривыми конями,
Не златом, данью крымских орд,
Не родовыми хуторами,
Прекрасной дочерью своей
Гордится старый Кочубей.»
Старик Кочубей надеется достойно выдать дочь замуж, но та влюблена в старого гетмана Мазепу, своего крестного отца. Кочубей с женой выступают против этого брака, поэтому Мария сбегает из дома с Мазепой:
«И вскоре слуха Кочубея
Коснулась роковая весть:
Она забыла стыд и честь,
Она в объятиях злодея!»
«Какой позор! Отец и мать
Молву не смеют понимать.»
Убитый горем Кочубей жаждет отомстить Мазепе. Он и его соратник Искра решают написать донос царю Петру I на Мазепу о том, что тот задумал перейти на сторону шведов, с которыми воюет Россия:
«…он голубит
Едину мысль и день и ночь:
Иль сам погибнет, иль погубит —
Отмстит поруганную дочь.» (о Кочубее)
«…И, жаждой мести увлеченный,
Царю на гетмана донес… » (о доносе Кочубея)
Получив донос на Мазепу, царь Петр I не верит в его правдивость. Петр полностью доверяет Мазепе и приказывается наказать Кочубея и Искру за «ложный донос». Тем временем Мазепа добивается того, чтобы доносчиков казнили:
«В одной из башен, под окном,
В глубоком, тяжком размышленье,
Окован, Кочубей сидит
И мрачно на небо глядит.
Заутра казнь.»
«Он должен быть казнен сегодня,
Что здесь покаместь он сидит
В тюремной башне.»
«Могущей верой укрепленный,
Сидел безвинный Кочубей,
С ним Искра тихий, равнодушный,
Как агнец, жребию послушный.»
Перед казнью Кочубея допрашивают, пытаясь выяснить, где тот хранит клад. Однако Кочубей отвечает, что у него в жизни было три клада — его честь, честь его дочери и месть:
«Мы знаем,
Что ты несчетно был богат;
Мы знаем: не единый клад
Тобой в Диканьке укрываем. <…>
…открой,
Где клады, скрытые тобой?»
«Так, не ошиблись вы: три клада
В сей жизни были мне отрада.
И первый клад мой честь была,
Клад этот пытка отняла;
Другой был клад невозвратимый
Честь дочери моей любимой.
Я день и ночь над ним дрожал:
Мазепа этот клад украл.
Но сохранил я клад последний,
Мой третий клад: святую месть.
Ее готовлюсь богу снесть.»
В конце концов по приказу Мазепы палачи казнят Кочубея и Искру (а семейства казненных ссылаются в Сибирь):
«…И вот
Идут они, взошли. На плаху,
Крестясь, ложится Кочубей.»
«…Свершилась казнь. Народ беспечный
Идет, рассыпавшись, домой…»
Узнав о казни отца, несчастная Мария сходит с ума и сбегает от Мазепы. Впоследствии девушка добирается до Полтавы, где, судя по всему, и остается жить:
«Что со мною?
Отец… Мазепа… казнь — с мольбою
Здесь, в этом замке мать моя —
Нет, иль ума лишилась я,
Иль это грезы.» (Марии кажется, что она сходит с ума)
«Не возвращается Мария.
Никто не ведал, не слыхал,
Зачем и как она бежала…» (о побеге Марии)
В конце концов после измены Мазепы царь Петр I, сожалея о казни Кочубея и Искры, возвращает из ссылки их семьи:
«С брегов пустынных Енисея
Семейства Искры, Кочубея
Поспешно призваны Петром.» (семейства Кочубея и Искры возвращаются из Сибири из ссылки)
Также по приказу Петра могилы Кочубея и Искры переносят из глубинки в Киев в Киево-Печерскую лавру, где те находятся по настоящее время:
«…Но сохранилася могила,
Где двух страдальцев прах почил:
Меж древних праведных могил
Их мирно церковь приютила.»
Критика об образе Кочубея
Ф. В. Булгарин:
«Кочубей не из любви к отечеству пишет донос на Мазепу, а из мщения, за похищение своей дочери. Герой малороссийской истории, Кочубей представлен ниже самого Мазепы, ибо гетман открыл тайну свою Кочубею, как другу, и честно требовал руки его дочери, прежде нежели решился похитить ее из родительского дома, не насильно, но по доброму согласию. Даже бунт произвел Мазепа, следуя общему мнению войска, как сказано в поэме. Напротив того, Кочубей представлен в самом черном виде, злобным, мстительным, вовсе чуждым дел отечественных, претерпевающим пытку, чтоб не открыть сокровищ, а между тем сознающимся в небывалых винах, из одного страха! Все это несогласно с историею. Жена Кочубея представлена злобною мстительною фуриею, а не нежною матерью.» (Ф. В. Булгарин, «Разбор поэмы «Полтава»», журнал «Северная пчела», №39, 30 марта 1829 г.)
Рецензия в журнале «Галатея» (1839 г.):
«Лучше всех характер Кочубея, но и он не безукоризнен: Кочубей доносит Петру об измене Мазепы, и прекрасно, — это долго каждого верноподданного. Но в какое время он разоблачает перед Петром замыслы Гетмана?.. Когда Мазепа похитил у него дочь и, следовательно, нанес ему личное оскорбление. Не чувствуете ли, как это много отнимает цены у преданности Кочубея к Петру? Может быть, кто-нибудь скажет, что Кочубей прежде не знал о замыслах Гетмана… ничуть не бывало: Кочубей давно уже знал об них, — ссылаемся на самого Пушкина, на то, что говорит он в первой песне «Полтавы»…» (рецензия неизвестного автора, журнал «Галатея», 1839 г., часть 3, №25 и 26)
М. А. Максимович:
«Что касается до Кочубея и Искры, то мука и погибель их за справедливый донос, конечно, возбуждают сострадание к ним и ненависть к вероломному, неправедно восторжествовавшему тогда гетману. Но… <…>
Малороссийская история нигде не представляет его своим героем, какие были и прежде Кочубея и после. Искра также является не героем, но только страдальцем правоты.
Исторически известно, что вражда Кочубея с Мазепою возникла еще более чем за десять лет до заговора Мазепы, до похищения Матрены, и посему заключить можно, что жажда мести в Кочубее была главным побуждением к доносу. Посему Пушкин совершенно прав, представя в Кочубее оскорбленного отца, а не патриота.» (М. А. Максимович, «О поэме Пушкина «Полтава» в историческом отношении», 1829 г.)
Таков цитатный образ и характеристика Кочубея в поэме «Полтава» А. С. Пушкина: описание героя в цитатах, а также критика об образе Кочубея.
Все материалы по поэме «Полтава»
Все материалы по творчеству Пушкина