Характеристика Кочубея в поэме «Полтава», образ, описание

Характеристика Кочубея в поэме "Полтава", образ, описание
Кочубей.
Иллюстрация
К. И. Рудакова

Кочубей является одним из ярких центральных персонажей поэмы «Полтава» Александра Пушкина.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Кочубея в поэме «Полтава» Пушкина: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Кочубея.

Все материалы по поэме «Полтава»
Все материалы по творчеству Пушкина

 

 

Характеристика Кочубея в поэме «Полтава» Пушкина

Историческая справка: 
Василий Леонтьевич Кочубей (1640 — 1708) — генеральный писарь и генеральный судья Войска Запорожского, соратник гетмана Мазепы. Дочь Кочубея, Матрена (Пушкин называет ее Марией), на самом деле сбежала к Мазепе из дома, но после была возвращена в семью. Согласно же вымыслу Пушкина, судьба Марии складывается иначе.

Старик Кочубей является богатым и знатным человеком. Ему принадлежат земли вокруг Полтавы:

«Богат и славен Кочубей.

Его луга необозримы;

Там табуны его коней

Пасутся вольны, нехранимы.

Кругом Полтавы хутора

Окружены его садами,

И много у него добра,

Мехов, атласа, серебра

И на виду и под замками.»

«Богат и знатен Кочубей.

Довольно у него друзей.»

«И вспомнил он свою Полтаву,

Обычный круг семьи, друзей,

Минувших дней богатство, славу…»

«Мы знаем,

Что ты несчетно был богат…»

Старик Кочубей счастливо живет с женой и дочерью в своем полтавском имении:

«Узнал ли ты сию обитель,

Сей дом, веселый прежде дом,

Где ты, вином разгоряченный,

Семьей счастливой окруженный,

Шутил, бывало, за столом?»

Кочубей является соратником и другом гетмана Мазепы:

«Так! было время: с Кочубеем

Был друг Мазепа; в оны дни

Как солью, хлебом и елеем,

Делились чувствами они.»

Больше всего Кочубей гордится не своим богатством, а единственной дочерью Марией:

«Но Кочубей богат и горд

Не долгогривыми конями,

Не златом, данью крымских орд,

Не родовыми хуторами,

Прекрасной дочерью своей

Гордится старый Кочубей.»

Старик Кочубей надеется достойно выдать дочь замуж, но та влюблена в старого гетмана Мазепу, своего крестного отца. Кочубей с женой выступают против этого брака, поэтому Мария сбегает из дома с Мазепой:

«И вскоре слуха Кочубея

Коснулась роковая весть:

Она забыла стыд и честь,

Она в объятиях злодея!»

«Какой позор! Отец и мать

Молву не смеют понимать.»

Убитый горем Кочубей жаждет отомстить Мазепе. Он и его соратник Искра решают написать донос царю Петру I на Мазепу о том, что тот задумал перейти на сторону шведов, с которыми воюет Россия:

«…он голубит

Едину мысль и день и ночь:

Иль сам погибнет, иль погубит —

Отмстит поруганную дочь.» (о Кочубее)

«…И, жаждой мести увлеченный,

Царю на гетмана донес… » (о доносе Кочубея)

Получив донос на Мазепу, царь Петр I не верит в его правдивость. Петр полностью доверяет Мазепе и приказывается наказать Кочубея и Искру за «ложный донос». Тем временем Мазепа добивается того, чтобы доносчиков казнили:

«В одной из башен, под окном,

В глубоком, тяжком размышленье,

Окован, Кочубей сидит

И мрачно на небо глядит.

Заутра казнь.»

«Он должен быть казнен сегодня,

Что здесь покаместь он сидит

В тюремной башне.» 

«Могущей верой укрепленный,

Сидел безвинный Кочубей,

С ним Искра тихий, равнодушный,

Как агнец, жребию послушный.»

Перед казнью Кочубея допрашивают, пытаясь выяснить, где тот хранит клад. Однако Кочубей отвечает, что у него в жизни было три клада — его честь, честь его дочери и месть:

«Мы знаем,

Что ты несчетно был богат;

Мы знаем: не единый клад

Тобой в Диканьке укрываем. <…>

…открой,

Где клады, скрытые тобой?»

«Так, не ошиблись вы: три клада

В сей жизни были мне отрада.

И первый клад мой честь была,

Клад этот пытка отняла;

Другой был клад невозвратимый

Честь дочери моей любимой.

Я день и ночь над ним дрожал:

Мазепа этот клад украл.

Но сохранил я клад последний,

Мой третий клад: святую месть.

Ее готовлюсь богу снесть.»

В конце концов по приказу Мазепы палачи казнят Кочубея и Искру (а семейства казненных ссылаются в Сибирь):

«…И вот

Идут они, взошли. На плаху,

Крестясь, ложится Кочубей.»

«…Свершилась казнь. Народ беспечный

Идет, рассыпавшись, домой…»

Узнав о казни отца, несчастная Мария сходит с ума и сбегает от Мазепы. Впоследствии девушка добирается до Полтавы, где, судя по всему, и остается жить:

«Что со мною?

Отец… Мазепа… казнь — с мольбою

Здесь, в этом замке мать моя —

Нет, иль ума лишилась я,

Иль это грезы.» (Марии кажется, что она сходит с ума)

«Не возвращается Мария.

Никто не ведал, не слыхал,

Зачем и как она бежала…» (о побеге Марии)

В конце концов после измены Мазепы царь Петр I, сожалея о казни Кочубея и Искры, возвращает из ссылки их семьи:

«С брегов пустынных Енисея

Семейства Искры, Кочубея

Поспешно призваны Петром.» (семейства Кочубея и Искры возвращаются из Сибири из ссылки)

Также по приказу Петра могилы Кочубея и Искры переносят из глубинки в Киев в Киево-Печерскую лавру, где те находятся по настоящее время:

«…Но сохранилася могила,

Где двух страдальцев прах почил:

Меж древних праведных могил

Их мирно церковь приютила.»

 

Критика об образе Кочубея

Ф. В. Булгарин:

«Кочубей не из любви к отечеству пишет донос на Мазепу, а из мщения, за похищение своей дочери. Герой малороссийской истории, Кочубей представлен ниже самого Мазепы, ибо гетман открыл тайну свою Кочубею, как другу, и честно требовал руки его дочери, прежде нежели решился похитить ее из родительского дома, не насильно, но по доброму согласию. Даже бунт произвел Мазепа, следуя общему мнению войска, как сказано в поэме. Напротив того, Кочубей представлен в самом черном виде, злобным, мстительным, вовсе чуждым дел отечественных, претерпевающим пытку, чтоб не открыть сокровищ, а между тем сознающимся в небывалых винах, из одного страха! Все это несогласно с историею. Жена Кочубея представлена злобною мстительною фуриею, а не нежною матерью.» (Ф. В. Булгарин, «Разбор поэмы «Полтава»», журнал «Северная пчела», №39, 30 марта 1829 г.)


Рецензия в журнале «Галатея» (1839 г.): 

«Лучше всех характер Кочубея, но и он не безукоризнен: Кочубей доносит Петру об измене Мазепы, и прекрасно, — это долго каждого верноподданного. Но в какое время он разоблачает перед Петром замыслы Гетмана?.. Когда Мазепа похитил у него дочь и, следовательно, нанес ему личное оскорбление. Не чувствуете ли, как это много отнимает цены у преданности Кочубея к Петру? Может быть, кто-нибудь скажет, что Кочубей прежде не знал о замыслах Гетмана… ничуть не бывало: Кочубей давно уже знал об них, — ссылаемся на самого Пушкина, на то, что говорит он в первой песне «Полтавы»…» (рецензия неизвестного автора, журнал «Галатея», 1839 г., часть 3, №25 и 26) 

М. А. Максимович:

«Что касается до Кочубея и Искры, то мука и погибель их за справедливый донос, конечно, возбуждают сострадание к ним и ненависть к вероломному, неправедно восторжествовавшему тогда гетману. Но… <…>  

Малороссийская история нигде не представляет его своим героем, какие были и прежде Кочубея и после. Искра также является не героем, но только страдальцем правоты. 

Исторически известно, что вражда Кочубея с Мазепою возникла еще более чем за десять лет до заговора Мазепы, до похищения Матрены, и посему заключить можно, что жажда мести в Кочубее была главным побуждением к доносу. Посему Пушкин совершенно прав, представя в Кочубее оскорбленного отца, а не патриота.» (М. А. Максимович, «О поэме Пушкина «Полтава» в историческом отношении», 1829 г.)

Таков цитатный образ и характеристика Кочубея в поэме «Полтава» А. С. Пушкина: описание героя в цитатах, а также критика об образе Кочубея.

Все материалы по поэме «Полтава»
Все материалы по творчеству Пушкина

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий