Характеристика Мазепы в поэме «Полтава», образ, описание

Характеристика Мазепы в поэме "Полтава", образ, описание
Мазепа.
Иллюстрация
К. И. Рудакова

Гетман Мазепа является одним из главных героев знаменитой поэмы А. С. Пушкина «Полтава».

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Мазепы в поэме «Полтава»: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Мазепы.

Все материалы по поэме «Полтава»
Все материалы по творчеству Пушкина

 

 

Характеристика Мазепы в поэме «Полтава» Пушкина


Историческая справка: 
Иван Степанович Мазепа (20 марта 1639 — 22 сентября 1709) — гетман Войска Запорожского, военный и политический деятель, один из сподвижников русского царя Петра I. В 1708 году Мазепа перешел на сторону шведского короля Карла XII, против которого тогда воевала Россия (в долгой «Северной войне»). После поражения Карла XII в Полтавской битве в 1709 г. Мазепа бежал в Османскую империю, где умер в городе Бендеры.
Поэма «Полтава» основана на реальных событиях, однако некоторые детали являются авторским вымыслом. В частности, Мария (чье настоящее имя Матрена) действительно сбегает с Мазепой из дома, но вскоре ее возвращают домой. Остаток жизни Матрена проводит в монастыре, где и умирает.

В начале поэмы Мазепа является пожилым человеком, ему за 60 лет:

«Он стар. Он удручен годами,

Войной, заботами, трудами…»

«…Он изнемог; он слишком стар…»

О внешности Мазепы автор сообщает следующее:

«Его кудрявые седины,

Его глубокие морщины,

Его блестящий, впалый взор,

Его лукавый разговор…» (автор о внешности Мазепы)

«Своими чудными очами

Тебя старик заворожил…» (автор о глазах Мазепы)

«И за усы мои седые

Меня с угрозой ухватил.» (Мазепа о себе)

«Твой взор насмешлив и ужасен.

Ты безобразен.» (Мария о Мазепе)

«…Его усы белее снега…» (Мария о Мазепе)

Мазепа — гордый, надменный, злой человек:

«…Когда склоняется в колени

К ней старца гордая глава…»

«…Постигнуть гордого злодея…»

«…Взлелеял тайно злой старик…»

«…Что далеко преступны виды

Старик надменный простирал…»

«И где ж Мазепа? где злодей?»

Мазепа — хитрый, лицемерный человек. Он умеет привлекать и разгадывать сердца людей, но едва раскрывает свои собственные мысли:

«Как знать? Но чем Мазепа злей,

Чем сердце в нем хитрей и ложней,

Тем с виду он неосторожней

И в обхождении простей.

Как он умеет самовластно

Сердца привлечь и разгадать,

Умами править безопасно,

Чужие тайны разрешать!» (об умении Мазепы привлекать и разгадывать сердца)

«С какой доверчивостью лживой,

Как добродушно на пирах

Со старцами старик болтливый,

Жалеет он о прошлых днях,

Свободу славит с своевольным,

Поносит власти с недовольным

С ожесточенным слезы льет,

С глупцом разумну речь ведет!» (о лицемерии Мазепы)

За его лицемерие Пушкин называет Мазепу «Иудой»:

«…Сам царь Иуду утешал…»

«И где ж Мазепа? где злодей?

Куда бежал Иуда в страхе?»

Когда-то, будучи молодым и бедным человеком, Мазепа сочинял песни. Он поет эти песни до сих пор, например, во время застолий:

«…Зачем она всегда певала

Те песни, кои он слагал,

Когда он беден был и мал,

Когда молва его не знала…»

Мазепа — человек с неукротимым духом. Он стремится любыми способами вредить своим врагам:

«Не многим, может быть, известно,

Что дух его неукротим,

Что рад и честно и бесчестно

Вредить он недругам своим…»

«Ты во дворце; ты знать должна,

Как сила гетмана грозна,

Как он врагов своих карает…» (мать Марии о Мазепе)

Мазепа — злопамятный человек, не забывающий ни одной обиды:

«…Что ни единой он обиды

С тех пор как жив не забывал…»

По словам Пушкина, у Мазепы нет ничего святого и он не любит ничего. Для Мазепы нет отчизны, он презирает свободу:

«…Что он не ведает святыни,

Что он не помнит благостыни,

Что он не любит ничего,

Что кровь готов он лить, как воду,

Что презирает он свободу,

Что нет отчизны для него.»

По словам Кочубея, Мазепа является «дерзким хищником», «губителем»:

«…Нет, дерзкий хищник, нет, губитель! —

Скрежеща мыслит Кочубей…»

Мазепа — скрытный человек с мятежной, ненасытной душой:

«Пред Кочубеем гетман скрытный

Души мятежной, ненасытной

Отчасти бездну открывал…»

У Мазепы коварная душа и злая воля:

«Во стане Карл и царь. Не дремлет

Его коварная душа;

Он, думой думу развивая,

Верней готовит свой удар;

В нем не слабеет воля злая…»

Мазепа — человек со свирепой и развратной душой:

«Какой же властью непонятной

К душе свирепой и развратной

Так сильно ты привлечена?»

Сам себя Мазепа называет «мрачным старцем»:

«…Бедняжка принесла мне в дар,

Мне, старцу мрачному, —и что же?»

Старик Мазепа любит юную девушку Марию Кочубей. Та является его крестницей, а также дочерью его друга Кочубея. Мазепа сватается к Марии, но ее родители отказывают ему, считая этот брак неприличным:

«…Но чувства в нем кипят, и вновь

Мазепа ведает любовь.»

«…Бесстыдный! старец нечестивый!

Возможно ль?.. нет, пока мы живы,

Нет! он греха не совершит.

Он, должный быть отцом и другом

Невинной крестницы своей…

Безумец! на закате дней

Он вздумал быть ее супругом…» (мать Марии о Мазепе)

«…Когда ты дочь крестил у нас…» (Кочубей о Мазепе)

В конце концов юная Мария сбегает со стариком Мазепой из родного дома. Кочубей тяжело переживает предательство и позор. Кочубей со своим соратником Искрой пишет Петру I донос на Мазепу о том, что тот собирается предать царя и перейти на сторону шведов:

«…Она забыла стыд и честь,

Она в объятиях злодея!»

«Какой позор! Отец и мать

Молву не смеют понимать.»

Когда царь Петр I получает донос на Мазепу, он не верит ему и приказывает наказать доносчиков Кочубея и Искру за их якобы «ложь». Мазепа добивается казни ни в чем не виновных Кочубея и Искру, которые были его друзьями:

«И кто же? Искра, Кочубей!

Так долго быв его друзьями!..»

И с кровожадными слезами,

В холодной дерзости своей,

Их казни требует злодей…» 

Мазепа говорит Марии, что любит ее больше славы и власти, но в конце концов казнит ее отца Кочубея. Узнав об этом, несчастная девушка сходит с ума и сбегает от Мазепы. Судя по всему, Мазепу мучает совесть за то, что он сделал с Марией:

«…Сидел он не смыкая очи,

Нездешней мукою томим.» (Мазепа после побега Марии)

«…Но гетман уж не спит давно.

Тоска, тоска его снедает…» (Мазепа после встречи с психически больной Марией)

Долго обманывая Петра I, Мазепа в конце концов воплощает в жизнь свой коварный план — переходит на сторону шведского короля Карла XII:

«…Твердея в умысле своем,

Он с гордым шведским королем

Свои сношенья продолжает.» (Мазепа продолжает поддерживать тайный союз с Карлом XII)

«…И весть на крыльях полетела.

Украйна смутно зашумела:

«Он перешел, он изменил…» (о предательстве Мазепы)

Мазепа заявляет, что его цель — добиться независимости Украины от русского царя Петра I:

«…Но независимой державой

Украйне быть уже пора:

И знамя вольности кровавой

Я подымаю на Петра.

Готово всё: в переговорах

Со мною оба короля…»

При этом Мазепа признается своему соратнику Орлику, что его главная цель — отомстить царю Петру I за давнюю обиду. Таким образом, Мазепой, судя по всему, движет скорее личная месть, чем государственные интересы:

«Я слово смелое сказал.

Смутились гости молодые…

Царь, вспыхнув, чашу уронил

И за усы мои седые

Меня с угрозой ухватил.

Тогда, смирясь в бессильном гневе,

Отмстить себе я клятву дал;

Носил ее — как мать во чреве

Младенца носит. Срок настал.» (Мазепа об обиде, которую ему нанес Петр)

В конце концов шведы терпят поражение в Полтавской битве, после чего Карл XII и Мазепа бегут из Украины в Турцию (Бендеры). Там спустя несколько месяцев Мазепа умирает:

«Но сохранилася могила,

Где двух страдальцев прах почил…» (об умерших Мазепе и Карле)

Критика об образе Мазепы


Рецензия в журнале «Галатея» (1839 г.): 

«Мазепа — лицо отвратительное… <…> …Характер его не выдержан. Вся поэма… состоит из трех песней; в первых двух песнях вы видите в Мазепе человека хитрого, дальновидного, проницательного человека, который наперед все расчел, все взвесил, все предугадал; читаете третью песнь, и сами себе не верите.» (рецензия неизвестного автора, журнал «Галатея», 1839 г., часть 3, №25 и 26) 

Рецензия «Библиотека для Чтения»: 

«С каким искусством выставил он хитрого Мазепу; как лукав этот старый гетман; с какою коварною цалью скрывает он, под видом смиренника, тайный, давнишний замысел; с каким удовольствием возбуждает этим мнимым смирением грозный ропот негодования между казаками, как умно прикидывается он больным и дряхлым стариком… <…> И что же двигает железною душою хитрого Мазепы? Где тайная пружина его притворного смирения? Его кумир — властолюбие; его дерзкий замысель — мщение Великому Петру.» (рецензия в журнале «Библиотека для Чтения», 1840 г.)

Ф. В. Булгарин:

«Страннее всего, что автор хочет представить Мазепу безрассудным и мстительным старичишкой, который поднял знамя бунта за то, что Петр Великий подрал его за усы во время пиршества, хотя после осыпал своими милостями. В то время это не почиталось даже обидою, и на пирах нередко господа гетманы и полковники дрались между собою и с подчиненными. Мазепа мог некоторое время гневаться на эту шутку, но доказано, что главным побуждением к бунту его было честолюбие, а целию — желание сделаться независимым владетелем Малороссии. <…> Мазепа изображен не честолюбцем, не хитрецом, не злодеем, но просто — злым дураком.» (Ф. В. Булгарин, «Разбор поэмы «Полтава»», журнал «Северная пчела», №39, 30 марта 1829 г.)

М. А. Максимович:

«Для критиков странным кажется еще гнев Мазепы на Петра за то, что он схватил его за усы — за эту шутку..! Но это было совсем не в шутку, и Петр схватил за усы, или, по словам других, дал пощечину Мазепе, не просто как Ивану Степанычу, но как гетману малороссийскому, с угрозой. <…> 

Так говорит и история. Мазепа приближенным своим открывал гнев свой и ненависть к Петру; в возмутительной речи своей к войскам казачьим он говорил о сей обиде, как об оскорблении Малороссии царем даже в лице гетмана. Нет сомнения, что Мазепа, поднявши знамя бунта для другой цели, хотел вместе и отмстить Петру за свою личную обиду.» (М. А. Максимович, «О поэме Пушкина «Полтава» в историческом отношении», 1829 г.)

Таков цитатный образ и характеристика Мазепы в поэме «Полтава» А. С. Пушкина: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Мазепы.

Все материалы по поэме «Полтава»
Все материалы по творчеству Пушкина

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий