Мария. Иллюстрация К. И. Рудакова |
Мария является одним из центральных персонажей знаменитой поэмы «Полтава» великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Марии в поэме «Полтава» А. С. Пушкина: описание героини в цитатах.
Характеристика Мазепы
Все материалы по поэме «Полтава»
Все материалы по творчеству Пушкина
Характеристика Марии в поэме «Полтава» Пушкина
Историческая справка:
Прототипом Марии в поэме «Полтава» является Матрена Кочубей, дочь генерального судьи Кочубея. В 1704 году Матрена Кочубей действительно убежала к Мазепе. Однако отец послал погоню за дочерью и вернул беглянку в родительский дом. Эпизод с сумасшествием Марии также является вымыслом Пушкина. На самом деле после неудачного побега к Мазепе Матрена Кочубей поселилась в монастыре, где и умерла. (Источник: В. Н. Орлов, комментарии к книге «Поэма А. С. Пушкина «Полтава»», 1948 г.)
Мария является дочерью богатого и влиятельного Кочубея, генерального судьи Войска Запорожского и соратника гетмана Мазепы:
«Богат и славен Кочубей.
Его луга необозримы;
Там табуны его коней
Пасутся вольны, нехранимы.»
«Богат и знатен Кочубей.
Довольно у него друзей.»
Старик Кочубей очень гордится своей прекрасной дочерью Марией и надеется выдать ее замуж за достойного человека:
«Но Кочубей богат и горд
Не долгогривыми конями,
Не златом, данью крымских орд,
Не родовыми хуторами,
Прекрасной дочерью своей
Гордится старый Кочубей.»
О внешности Марии известно следующее:
«И то сказать: в Полтаве нет
Красавицы, Марии равной.
Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. Ее движенья
То лебедя пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрые стремленья.
Как пена, грудь ее бела.
Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют.
Звездой блестят ее глаза;
Ее уста, как роза, рдеют.»
Мария является не только красивой, но еще и «скромной и разумной» девушкой:
«Но не единая краса
(Мгновенный цвет!) молвою шумной
В младой Марии почтена:
Везде прославилась она
Девицей скромной и разумной.»
К Марии сватаются разные женихи, но девушка отказывает всем, потому что любит старого гетмана Мазепу — своего крестного отца:
«За то завидных женихов
Ей шлет Украйна и Россия;
Но от венца, как от оков,
Бежит пугливая Мария.
Всем женихам отказ — и вот
За ней сам гетман сватов шлет.»
«…И на приветы женихов
Молчаньем гордым отвечала…» (Мария отказывает всем женихам)
Старик Кочубей с женой отказываются выдавать Марию замуж за Мазепу, считая этот брак невозможным и неприличным. Вскоре Мария сбегает из дома к Мазепе. Старик Кочубей и его жена тяжело переносят этот позор:
«И вскоре слуха Кочубея
Коснулась роковая весть:
Она забыла стыд и честь,
Она в объятиях злодея!
Какой позор! Отец и мать
Молву не смеют понимать.»
«…Ты для него забыла честь,
Родных и бога.» (мать о Марии)
Кочубей решает отомстить Мазепе и вместе со своим другом, полковником Искрой, пишет царю Петру I донос на Мазепу. Однако Петр считает донос ложным и требует наказать самих доносчиков. В конце концов Мазепа добивается казни Кочубея и Искры (своих бывших друзей):
«…И кто же? Искра, Кочубей!
Так долго быв его друзьями!..»
И с кровожадными слезами,
В холодной дерзости своей,
Их казни требует злодей…»
«Всё, что цены себе не знает,
Всё, всё, чем жизнь мила бывает,
Бедняжка принесла мне в дар,
Мне, старцу мрачному, —и что же?
Какой готовлю ей удар!..» (Мазепа о готовящейся казни Кочубея)
Тем временем Мария счастливо живет с Мазепой и не жалеет о том, что сбежала из дома:
«Мария нежными очами
Глядит на старца своего.
Она, обняв его колени,
Слова любви ему твердит.»
«…Послушай, гетман: для тебя
Я позабыла всё на свете.
Навек однажды полюбя,
Одно имела я в предмете:
Твою любовь. Я для нее
Сгубила счастие мое,
Но ни о чем я не жалею…»
Влюбленная Мария не представляет своей жизни без Мазепы и готова с ним идти даже на казнь, если придется:
«…С тобой на плаху, если так.
Ах, пережить тебя могу ли?»
Мария не подозревая, что в лице Мазепы «пригрела змея на своей груди». Девушка не догадывается, что хитрый и лицемерный Мазепа собирается казнить ее отца:
«Мария, бедная Мария,
Краса черкасских дочерей!
Не знаешь ты, какого змия
Ласкаешь на груди своей.
Какой же властью непонятной
К душе свирепой и развратной
Так сильно ты привлечена?
Кому ты в жертву отдана?»
«О, если б ведала она,
Что уж узнала вся Украйна!
Но от нее сохранена
Еще убийственная тайна.»
Живя с Мазепой, Мария иногда со слезами вспоминает о своих несчастных родителях:
«И дней невинных ей не жаль,
И душу ей одна печаль
Порой, как туча, затмевает:
Она унылых пред собой
Отца и мать воображает;
Она, сквозь слезы, видит их
В бездетной старости, одних,
И, мнится, пеням их внимает…»
«…Семью
Стараюсь я забыть мою.
Я стала ей в позор…» (Мария о своей семье)
Ночью, накануне казни Кочубея, мать пробирается в комнату Марии и сообщает ей о готовящейся расправе над отцом. Женщина просит Марию остановить Мазепу и предотвратить казнь. Судя по всему, девушка пытается что-то предпринять, но безуспешно: Кочубея с Искрой казнят в то же утро. После этого бедная Мария сходит с ума и сбегает из дворца Мазепы. Ее никто не может найти:
«Опомнись, дочь моя! Мария,
Беги, пади к его ногам,
Спаси отца, будь ангел нам:
Твой взгляд злодеям руки свяжет,
Ты можешь их топор отвесть.
Рвись, требуй — гетман не откажет…» (мать — Марии)
«Что со мною?
Отец… Мазепа… казнь — с мольбою
Здесь, в этом замке мать моя —
Нет, иль ума лишилась я,
Иль это грезы.» (Марии кажется, что она сходит с ума)
После поражения в Полтавской битве Мазепа и Карл XII бегут из Украины в Турцию. По пути беглецы останавливаются на ночлег недалеко от усадьбы Кочубея. В эту ночь к Мазепе приходит Мария, страдающая психическим расстройством. Девушка говорит с Мазепой о странных вещах, а после убегает прочь. Больше герои не встречаются:
«…Пред ним с развитыми власами,
Сверкая впалыми глазами,
Вся в рубище, худа, бледна,
Стоит, луной освещена…
«Иль это сон?.. Мария… ты ли?»» (психически больная Мария приходит к Мазепе)
«Мария, бедная Мария!
Опомнись! Боже!.. Что с тобой?» (Мазепа о больной Марии)
Добравшись до Турции, Мазепа вскоре умирает там. Мария, судя по всему, продолжает жить в родном имении:
«Но дочь преступница… преданья
Об ней молчат. Ее страданья,
Ее судьба, ее конец
Непроницаемою тьмою
От нас закрыты.»
Напомним, что в действительности Матрена Кочубей (названная в поэме «Полтава» Марией) после побега к Мазепе была возвращена домой, а после жила в монастыре, где и скончалась.
Критика об образе Марии
Рецензия в журнале «Галатея» (1839 г.):
«Характер Марии в нравственном отношении не лучше характера Мазепы, но он ровнее, вернее самому себе, и выдержан от начала до конца; жаль одного, — Мария не возбуждает в нас участия, потому что вы не видим в ней ни одного отблеска нравственной красоты — это настоящая… разбойница…» (рецензия неизвестного автора, журнал «Галатея», 1839 г., часть 3, №25 и 26)
Ф. В. Булгарин:
«Мария, дочь Кочубея, непостижимое существо. Отчего она так сильно влюбилась в седого старца, презрела всех юношей, бежала из родительского дома и нежится с дряхлым, больным гетманом, как с Адонисом? Мне кажется, что не любовь, а женское тщеславие ввергло в пропасть дочь Кочубея. Но в поэме Мария представляется нежною, пламенною любовницей, а не тщеславною красавицей, которая презрела все обязанности, чтоб быть первою в Малороссии, панею гетманшею. Читатель не может этому верить. Если б мы, напротив того, подслушали разговор соблазнителя с несчастною жертвою, в котором бы хитрый старец представлял юной красавице всю прелесть величия, знатности, могущества, то поверили бы, что неопытная девица могла забыться и последовать за больным стариком с седыми усами и головою, с впалыми глазами! Но чтоб она могла влюбиться в старика, и еще в такого гнусного, как он представлен в поэме, этому верить не можем и не будем.» (Ф. В. Булгарин, «Разбор поэмы «Полтава»», журнал «Северная пчела», №39, 30 марта 1829 г.)
М. А. Максимович:
«Обвиняют Пушкина в том, что он представил дочь Кочубея действительно влюбленною в Мазепу, не верят, да и верить не хотят, чтобы она могла влюбиться в старика, и полагают, что она всем пожертвовала не из любви к Мазепе, но из тщеславия, в надежде быть первою в Малороссии — панею гетманшею… Любовь сия есть, конечно, необыкновенное, нельзя сказать, однако ж, небывалое, явление, по крайней мере в Матрене не подлежащее сомнению. <…>
Тем более влюбленный в Матрену, образованный, красноречивый, вкрадчивый в сердца и опытный в делах любви Мазепа мог привлечь сердце юной пламенной украинки и завладеть им. Он мог своею любовью, своими рассказами возбудить в ней участие к себе, уважение, мог даже пробудить в ней и честолюбие; но все это перешло наконец в любовь, которая одна только и могла заставить ее пренебречь всем, покинуть дом отцовский и отдаться Мазепе; ибо что за честь быть наложницею гетмана, особливо при тогдашнем образе мыслей? А что ей не представлялась иная доля и не было надежды быть гетманшею, это видно из писем Мазепы…» (М. А. Максимович, «О поэме Пушкина «Полтава» в историческом отношении», 1829 г.)
Таков цитатный образ и характеристика Марии в поэме «Полтава» А. С. Пушкина: описание персонажа в цитатах.