Главный герой рассказа «Уроки французского». Иллюстрация В. Гальдяева |
Главным героем рассказа «Уроки французского» Валентина Распутина является 11-летний мальчик.
В рассказе не указано имя главного героя. Для удобства его называют просто «мальчиком» и «главным героем».
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика главного героя из рассказа «Уроки французского»: описание внешности и характера мальчика, портрет главного героя и т.д.
Характеристика главного героя рассказа «Уроки французского»
Имя главного героя не указано в рассказе. Известно, что возраст мальчика — 11 лет. Он учится в 5-ом классе:
«Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь…»
«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году…»
Внешность главного героя выглядит так:
«…тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки. Я еще раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чирках* ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машину, единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые сапоги…» (*чирки — обувь)
«…от стыда и неловкости за себя я еще глубже запахивался в свой кургузый* пиджачишко…» (*кургузый — короткий, тесный)
Действие рассказа происходит в 1948 году, в тяжелое время после войны 1941-1945 гг. В это время многие люди живут бедно:
«…в скором будущем, как залечим раны войны, для всех обещали счастливое время…»
Главный герой рассказа — мальчик из бедной семьи. Судя по всему, его отец умер и мать одна содержит троих детей:
«Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет — некуда…»
«…ведро картошки — под весну это было немалое богатство…»
«Мать потому и отправляла мне хлеб, что денег у нас не водилось…»
Он является старшим ребенком в семье. У него есть младшие сестра и брат:
«…нас у матери было трое, я самый старший…»
Семья мальчика живет очень бедно и питается только хлебом, картошкой, горохом и репой. Они никогда не покупают макароны или гематоген (сладкий батончик):
«Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает… <…> Совсем не бывает <…> Горох бывает. Редька бывает…»
«Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набивала в баночку творогу…»
Семья мальчика настолько бедна, что сам он никогда не пробовал яблоки. Он видел их только на картинках:
«Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они…»
С 11 лет главный герой живет самостоятельно. Он учится в школе в райцентре, а его семья живет в деревне:
«Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь…»
В райцентре мальчик живет у своей знакомой — тети Нади. Тетя Надя и ее дети воруют у мальчика продукты, которые ему дает мать:
«Привезут кажется много, хватишься через два дня — пусто. Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает. Проверил — так и есть: был — нету. То же самое творилось с картошкой. Кто потаскивал — тетя Надя ли, <…> кто-то из ее старших девчонок или младший, Федька, — я не знал…»
Бедный мальчик постоянно голодает, живя у тети Нади:
«Ну, зачем ты так? Я знаю, что ты голодаешь…» (учительница о нем)
Главный герой является робким, стеснительным, молчаливым и замкнутым мальчиком:
«И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка…»
«От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости…»
Живя один в чужой семье, мальчик тоскует по дому, по своей деревне:
«Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой…»
У главного героя есть много товарищей в его родной деревне. Теперь, когда он живет в райцентре, он не имеет возможности видеться с друзьями:
«…в деревне, там у меня товарищей много…»
Главный герой является способным мальчиком, по мнению его учительницы французского Лидии Михайловны:
«…ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя…»
Он является упорным, настойчивым мальчиком и не отступает от своей цели:
«Я по себе знал: когда что-то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься…»
«А я, кроме того, любил придумывать для себя забавы на меткость: наберу горсть камней, отыщу цель потруднее и бросаю в нее до тех пор, пока не добьюсь полного результата — десять из десяти…»
Главный герой считает себя упрямым мальчиком:
«Она сделала еще попытку посадить меня за стол — напрасно. Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых…»
Он страдает малокровием, из-за чего у него иногда кружится голова. Поэтому врачи советуют ему пить молоко:
«Молоко мне наказано пить от малокровия, у меня часто ни с того ни с сего принималась вдруг кружиться голова…»
«Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше…»
Мальчик хорошо учится в школе. У него по всему предметам пятерки кроме французского:
«Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея…»
«Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки…»
Мальчик хорошо знает грамматику французского языка, но у него плохое произношение:
«С французским у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало все мое ангарское происхождение вплоть до последнего колена…»
Добрая учительница французского Лидия Михайловна занимается с ним отдельно на дому. В результате он начинает лучше говорить по-французски. Он улучшает свое французское произношение:
«…я продолжал ходить к Лидии Михайловне. Но теперь она взялась за меня по-настоящему… <…> постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова…»
«Хорошо, — подбадривала меня Лидия Михайловна. — В этой четверти пятерка еще не получится, а в следующей — обязательно…»
Добрая Лидия Михайловна узнаёт, что мальчик живет далеко от мамы и часто голодает. Ей становится жалко бедного ребенка:
«Я знаю, что ты голодаешь…» (учительница о нем)
Во время одного из уроков Лидия Михайловна показывает мальчику игру в «замеряшки» и предлагает ему играть на деньги. Мальчику нравится эта игра, у него получается выигрывать. Благодаря игре он зарабатывает себе деньги на еду. Так учительница добивается того, чтобы ее любимый ученик не голодал и имел деньги на продукты:
«И опять у меня появились деньги. Опять я бегал на базар и покупал молоко… заедая куском черного хлеба…»
К сожалению, директор школы узнает об этих играх на деньги между учительницей и учеником. Директор осуждает Лидию Михайловну за «развращение» ученика, не понимая, что добрая женщина таким образом спасала ученика от голода. Строгий директор не вникает в суть проблемы. В итоге учительница оказывается вынуждена навсегда уехать к себе домой на Кубань:
«Поеду к себе на Кубань, — сказала она, прощаясь…»
Спустя несколько месяцев добрая Лидия Михайловна присылает мальчику посылку с макаронами и яблоками. Так главный герой в свои 11 лет впервые видит настоящие яблоки.
Это был цитатный образ и характеристика главного героя из рассказа «Уроки французского» В. Распутина: цитатный портрет главного героя, описание внешности и характера мальчика.