Характеристика Павла Головлева в романе «Господа Головлевы»: образ, описание в цитатах

Характеристика Павла Головлева в романе "Господа Головлевы": образ, описание в цитатах
Иудушка и умирающий Павел.
Художники Кукрыниксы

Павел Головлев является одним из центральных героев романа «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Павла Головлева в романе «Господа Головлевы»: описание в цитатах.

 

Образ и характеристика Павла Головлева в романе «Господа Головлевы»: описание в цитатах

Павел Владимирович Головлев является младшим сыном помещицы Арины Петровны Головлевой:

«Детей было четверо: три сына и дочь.»

«…к младшему сыну была более или менее равнодушна и только среднего, Порфишу, не то чтоб любила, а словно побаивалась.»

«Наконец младшие дети, Порфирий и Павел Владимирычи…»

Он служит офицером в Петербурге, а затем уходит в отставку и поселяется в своем имении Дубровино:

«Наконец младшие дети, Порфирий и Павел Владимирычи, находились на службе в Петербурге: первый – по гражданской части, второй – по военной.»

«Ты думаешь, что офицер, так и управы на тебя не найдется!»

«…тотчас же вышел в отставку («так, без материнского благословения, как оглашенный, и выскочил на волю!») и поселился в Дубровине.»

Павел Головлев  холостой человек:

«Порфирий был женат, Павел – холостой.»

О внешности героя известно следующее:

«…я как сейчас помню, как он из корпуса вышел: стройный такой, широкоплечий, кровь с молоком…» (внешность Павла в молодости)

По характеру Павел представляет полную противоположность своему старшему брату Порфирию:

«Совершенную противоположность с Порфирием Владимирычем представлял брат его, Павел Владимирыч.»

Павел Головлев  человек, не способный на какие-либо поступки:

«Это было полнейшее олицетворение человека, лишенного каких бы то ни было поступков.»

«…в конечном результате, получается человек, лишенный поступков.»

«…за его угрюмостью скрывалось отсутствие поступков – и ничего больше.»

«Павел Владимирыч, как человек, лишенный поступков…»

Это необщительный человек, который любит жить в отчуждении от людей:

«Еще мальчиком он не выказывал ни малейшей склонности ни к ученью, ни к играм, ни к общительности, но любил жить особняком, в отчуждении от людей. Забьется, бывало, в угол, надуется и начнет фантазировать. Представляется ему, что он толокна наелся, что от этого ноги сделались у него тоненькие, и он не учится. Или – что он не Павел‑дворянский сын, а Давыдка‑пастух, что на лбу у него выросла болонб, как и у Давыдки, что он арапником щелкает и не учится.»

Павел Головлев  «тихоня»:

«Пошел с моих глаз… тихоня! ты думаешь, что забьешься в угол, так я и не понимаю?»

«…раздавались стоны братца Павлушки‑тихони, задохшегося на антресолях дубровинского дома.»

Он неласковый сын, по мнению его матери, которая сама не отличается добротой и нежностью:

«– …нет того, чтобы к матери подойти: маменька, мол, приласкайте меня, душенька!«

«Вот Порфиша: и приласкался и пожалел – все как след доброму сыну сделал, а ты и на мать‑то путем посмотреть не хочешь, все исподлобья да сбоку, словно она – не мать, а ворог тебе! Не укуси, сделай милость!»

Злая мать Арина Петровна относится к Павлу равнодушно:

«…к младшему сыну была более или менее равнодушна…»

Павел считает, что мать всегда его притесняет. Действительно, когда старуха делит свои владения, она отдает Павлу часть похуже (имение Дубровино), а Порфирию  получше (имение Головлево):

«Десять лет он такой! Всегда вы меня притесняете!»

«При этом Порфирию Владимирычу была выделена лучшая часть, а Павлу Владимирычу – похуже.»

Павел Головлев нередко огрызается против матери, но в то же время боится ее:

«В довершение всего он нередко огрызался против матери и в то же время боялся ее, как огня.»

«Мне что ж! – огрызнулся Павел Владимирыч, обеспокоенный в самом разгаре своего занятия.»

«…Павел не только ни об чем с ней не советуется, но даже при встречах как‑то сквозь зубы говорит!»

Он угрюмый человек:

«Повторяю: это был человек угрюмый, но за его угрюмостью скрывалось отсутствие поступков – и ничего больше.»

Это апатичная и загадочно-угрюмая личность:

«Шли годы, и из Павла Владимирыча постепенно образовывалась та апатичная и загадочно‑угрюмая личность, из которой, в конечном результате, получается человек, лишенный поступков. Может быть, он был добр, но никому добра не сделал; может быть, был и не глуп, но во всю жизнь ни одного умного поступка не совершил. Он был гостеприимен, но никто не льстился на его гостеприимство; он охотно тратил деньги, но ни полезного, ни приятного результата от этих трат ни для кого никогда не происходило; он никого никогда не обидел, но никто этого не вменял ему в достоинство; он был честен, но не слыхали, чтоб кто‑нибудь сказал: как честно поступил в таком‑то случае Павел Головлев!»

«…сейчас же опустился, и лицо его приняло прежнее апатичное выражение.»

Павел Головлев  бесчувственный, холодный человек:

«Тем не менее Порфирий Владимирыч вышел из папенькинова кабинета взволнованный и заплаканный, а Павел Владимирыч, как «истинно бесчувственный идол», только ковырял пальцем в носу.»

«Напротив того, Павел поблагодарил мать холодно («точно укусить хотел»)…»

Когда Павел становится хозяином имения Дубровино, его слуги Улитушка и Кирюшка обкрадывают его. При этом Павел не слушает мать, когда та пытается раскрыть ему глаза на расхищения:

«Всем в доме Павла Владимирыча заправляли: во‑первых, ключница Улитушка, женщина ехидная и уличенная в секретной переписке с кровопивцем Порфишкой, и, во‑вторых, бывший папенькин камердинер Кирюшка, ничего не смысливший в полеводстве и ежедневно читавший Павлу Владимирычу холуйского свойства поучения. Оба крали немилосердно. Сколько раз болело сердце Арины Петровны при виде господствовавшего в доме расхищения! сколько раз порывалась она предупредить, раскрыть сыну глаза насчет чая, сахару, масла!»

«Потому что едва разевала она рот, чтобы заметить что‑нибудь, как Павел Владимирыч в ту же минуту ее осаживал.»

Он ленивый помещик, который не занимается своим имением:

«– Ты бы побольше руки сложа сидел!

– И зачем только это Дубровино мне досталось? – жаловался он, – что в нем?»

Мать называет Павла «подлецом» и «извергом»:

«Не раз ее подмывало крикнуть: вон с моих глаз, подлец!»

«Господи! и в кого я этаких извергов уродила!»

За лень и апатичность Арина Петровна называет Павла «блаженным»:

«Один – кровопивец, другой – блаженный какой‑то!» 

Павел всей душой ненавидит своего брата Иудушку, но при этом боится его:

«…кровопивец Порфишка. Он сам не сознавал вполне, как глубоко залегла в нем ненависть к Порфишке. Он ненавидел его всеми помыслами, всеми внутренностями, ненавидел беспрестанно, ежеминутно.»

«Он ненавидел Иудушку и в то же время боялся его.»

Пьянствуя, Павел Головлев уходит в свой фантастический мир и вспоминает все обиды и унижения, которые он вынес от брата Иудушки:

«Уединившись с самим собой, Павел Владимирыч возненавидел общество живых людей и создал для себя особенную, фантастическую действительность.»

«Павел Владимирыч пил и припоминал. Припоминал все обиды и унижения, которые ему приходилось вытерпеть, благодаря претензии Иудушки на главенство в доме. В особенности же припоминал раздел имения, рассчитывал каждую копейку, сравнивал каждый клочок земли – и ненавидел. В разгоряченном вином воображении создавались целые драмы, в которых вымещались все обиды и в которых обидчиком являлся уже он, а не Иудушка.» 

Павел Головлев  глупый человек, «дурак», по мнению матери:

«Молчит‑молчит Арина Петровна, слушая глупые речи…»

«А то и вижу, что вы меня за дурака считаете! Ну, и положим, что я дурак, и пусть буду дурак! зачем же приходите к дураку?»

«Вы на весь свет меня дураком прославили – ну, и дурак я! И пусть буду дурак!»

Он простой человек. Окружающие пользуются его простотой ради своей выгоды:

«…сознавались, что по временам пользовались простотою покойного в ущерб ему, – да ведь кто же знал, что этой простоте так скоро конец настанет? Жила‑жила простота, думали, что ей и веку не будет, а она вдруг… «

Павел Головлев, как и многие члены его семьи, несет в себе три главные черты  праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой:

«Именно такого рода злополучный фатум тяготел над головлевской семьей. В течение нескольких поколений три характеристические черты проходили через историю этого семейства: праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой.»

С годами герой начинается пьянствовать, уходить в запой:

«Вот от этого самого Павел Владимирыч и погибает в цвете лет – от водки от этой! – говорит доктор…»

«Матушки! да, никак, он у вас пьет? – спросила она однажды Улитушку.»

«…Арина Петровна сделала ужасное открытие: Павел Владимирыч пил. Страсть эта въелась в него крадучись, благодаря деревенскому одиночеству, и, наконец, получила то страшное развитие, которое должно было привести к неизбежному концу.»

«И чем больше овладевал Павлом Владимирычем запой, тем фантастичнее и, так сказать, внезапнее становились его разговоры.»

В конце концов Павел Головлев спивается и умирает, как и его старший брат Степан:

«Таким образом шли дни за днями, покуда наконец Павел Владимирыч не очутился лицом к лицу с смертным недугом.» 

«Подобно тому как оба брата его умерли, одержимые запоем…» (о смерти Павла и его брата Степана)

При жизни никто не обращает внимания на Павла Головлева, но, когда он умирает, всем становится его жалко:

«При жизни никто не обращал внимания на Павла Владимирыча, со смертью его – всем сделалось жалко. Припоминали, что он «никого не обидел», «никому грубого слова не сказал», «ни на кого не взглянул косо». Все эти качества, казавшиеся прежде отрицательными, теперь представлялись чем‑то положительным, и из неясных обрывков обычного похоронного празднословия вырисовывался тип «доброго барина». Многие в чем‑то раскаивались…»

Это был цитатный образ и характеристика Павла Головлева в романе «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина: описание в цитатах.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий