Плач Ярославны. Художник В. Перов |
«Плач Ярославны» является одним из самых поэтичных эпизодов в «Слове о полку Игореве».
Полный текст «Плача Ярославны» читайте онлайн здесь.
В этой статье представлен анализ «Плача Ярославны» из «Слова о полку Игореве»: оценка исследователей и литераторов, .
Анализ эпизода «Плач Ярославны» из «Слова о полку Игореве»
Д. В. Айналов о «Плаче Ярославны»:
«…Давно уже отмечена высокая поэтичность плача Ярославны…»
«…Ярославна, дочь Ярослава галицкого, в плаче своем вспоминает родную реку Дунай и мысленно летит над этой рекой кукушкой с плачем <…> она мысленно стремится к родной реке Дунаю в ее отцовской области <…> Этими данными можно объяснить введение в плач Ярославны реки Дуная, а вовсе не подражанием песенным воспеваниям Дуная…» (Д. В. Айналов «Заметки к тексту «Слова о полку Игореве»»)
В. П. Адрианова-Перетц о «Плаче Ярославны»:
«…Плач Ярославны, в котором уже давно исследователями отмечено соединение двух традиций — народного причитания, с одной стороны, и заклинательных формул, с другой…»
«…Плач Ярославны — пример творческого использования художественных средств народной поэзии в литературе…»
«…заклинания, на принципе которых построил поэтический плач Ярославны,..» (В. П. Адрианова-Перетц «„Слово О Полку Игореве“ И Устная Народная Поэзия»)
А. С. Пушкин о «Плаче Ярославны»:
«…Подлинность же самой песни доказывается духом древности, под который невозможно подделаться. Кто из наших писателей в 18 веке мог иметь на то довольно таланта? Карамзин? но Карамзин не поэт. Державин? но Державин не знал и русского языка, не только языка «Песни о полу Игореве». Прочие не имели все вместе столько поэзии, сколь находится оной в плаче Ярославны, в описании битвы и бегства…»(А. С. Пушкин «Песнь о полку Игореве»)
Д. С. Лихачев о «Плаче Ярославны»:
«…Этот широкий пейзаж особенно отчетливо выступает в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы насады до Кобякова стана, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло. При этом природа не выключена из событий истории. Пейзаж „Слова“ тесно связан с человеком. Русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа…» (Д. С. Лихачев «„Слово О Полку Игореве“. Историко-литературный очерк»)
«…В «Слово о полку Игореве» вставлено (инкрустировано) другое произведение — «Плач Ярославны», — очень напоминающее западноевропейские песни о разлуке. Как и песни о разлуке (chansons de toile), плач Ярославны, жены князя Игоря, оплакивает разлуку с мужем, ушедшим в далекий поход на язычников.
Плачи автор «Слова» упоминает не менее пяти раз: плач Ярославны, плач жен русских воинов, павших в походе Игоря, плач матери Ростислава; плачи же имеет в виду автор «Слова» тогда, когда говорит о стонах Киева и Чернигова и всей Русской земли после похода Игоря. Дважды приводит автор «Слова» и самые плачи: плач Ярославны и плач русских жен…»
«…Близость «Слова» к плачам особенно сильна в плаче Ярославны. Автор «Слова» как бы цитирует плач Ярославны — приводит его в более или менее большом отрывке или сочиняет его за Ярославну, но в таких формах, которые действительно могли ей принадлежать…»
«…Церемониален плач Ярославны. Она плачет открыто, при всех, на самом высоком месте своего Путивля — на городских забралах, откуда открывается простор Посеймья.
Церемониальность многих сторон «Слова о полку Игореве» не совсем ясна для нас сейчас. Большинство обычаев забылось. Например, почему плачет Ярославна на «забрале» — не был ли обычаем плач на городской стене по погибшим в далекой битве? Или, может быть, важнее то, что «забрала» эти находились на берегу реки Сейма? <…> Не было ли обычаем петь и плакать именно на берегу?..» (Д. С. Лихачев «„Слово О Полку Игореве“ И Культура Его Времени»)
В. В. Кусков о язычестве и «Плаче Ярославны»:
«…Ведь плач Ярославны — это прежде всего мольба, заклинание, обращенные к силам природы: ветру, Днепру, тресветлому солнцу. При этом в обращениях Ярославны не трудно обнаружить, правда, в преображенном уже виде, ряд поэтических образов, восходящих не к славянскому язычеству, а к Псалтири и учительной литературе…» (В. В. Кусков «Связь поэтической образности «Слова о полку Игореве» с памятниками церковной и дидактической письменности XI-XII вв.»)
Б. В. Сапунов о языческих заговорах и «Плаче Ярославны»:
«…Можно легко установить, что по своему характеру «плач» Ярославны в основной своей части (три абзаца из четырех) является типичным языческим заговором. Структура «плача» повторяет обычную четырехчастную форму заговора, сохранившуюся до XX в., — обращение к высшим силам, прославление их могущества, конкретная просьба и заключение. Большое количество заговоров, записанных в XIX в., еще сохранили обращения к солнцу, месяцу, звездам, заре, ветрам, огню, молнии и другим силам природы…»
«…Такое языческое заклинание, обращенное к ветрам, реке Днепру и Солнцу, не может рассматриваться, как простой художественный прием…» (Б. В. Сапунов «Ярославна и древнерусское язычество»)
Это был анализ эпизода «Плач Ярославны» из «Слова о полку Игореве» в цитатах исследователей и литераторов.