Критика о рассказе «После бала» Толстого, отзывы, анализ

Критика о рассказе "После бала" Толстого, отзывы, анализ
Лев Толстой.
Художник
И. Репин

Рассказ «После бала» был написан Толстым в 1903 г., но при жизни писателя не печатался и впервые был опубликован в 1911 г. в «Посмертных художественных произведениях Льва Николаевича Толстого».

В этой статье представлена критика о рассказе «После бала» Толстого: отзывы критиков, анализ произведения.

Смотрите:

— Краткое содержание рассказа
— Все материалы по рассказу «После бала»

 

Критика о рассказе «После бала» Льва Толстого


Отзыв в «Литературной энциклопедии» 1939 г.:

«Противоречие между внешностью и подлинным содержанием действительности, явлением и сущностью выступает в разительной форме — маска сорвана. Выражением этой замечательной особенности творческого метода Толстого явился рассказ «После бала» (1903).

Толстой рисует привлекательную картинку бала, аналогичную описаниям балов в «Двух гусарах», «Войне и мире». Старый полковник танцует со своей красивой, милой дочерью. А после бала полковник гоняет сквозь строй солдата за побег, и Толстой рисует страшную картину избиения, царской «зеленой улицы». Так Толстой срывает маску внешней привлекательности, изящества, благовоспитанности.»
(Попов П., Юнович М. Толстой Л. Н. // Литературная энциклопедия. — М.: Худож. лит., 1939 г.)

Г. Лукач:

«…Было бы ошибкой недооценивать прекрасные чисто художественные качества поздних произведений Толстого. Если даже судить только с художественно-формальной стороны, то вряд ли современная литература на Западе знает хоть один такой формально законченный (в классическом смысле) рассказ, как «После бала». <…> Тон, манера, стиль Толстого сильно изменились. Но и поздний Толстой, в оконченных произведениях, оставался несравненным, величайшим художником своего времени.»
(Г. Лукач, «Толстой и развитие реализма», 1939 г.)

Х. Н. Абрикосов:

«Сюжет рассказа «После бала», который только что тогда был закончен, взят Львом Николаевичем из жизни Сергея Николаевича. Варенька Б. .., описанная в рассказе, была Хвощенская, замечательная красавица, в которую, будучи студентом в Казани, Сергей Николаевич был влюблен. Весь эпизод, описанный в этом рассказе, вполне биографичен. Сергей Николаевич после того, как видел то участие в экзекуции над солдатом, которое принимал отец той, в которую он был влюблен, охладел к своей любви.»
(Абрикосов Х. Н., «Двенадцать лет около Толстого: (Воспоминания)», под ред. Н. Н. Гусева, 1948 г.)

Н. К. Гудзий:

«Деспотический характер царствования «Николая Палкина» нашел отражение, помимо «Хаджи-Мурата», также в рассказах «После бала» (1903) и «За что?» (1906).

В рассказе «После бала», как и во многих других произведениях Толстого, резкий поворот в судьбе человека наступает в результате случайного события в его жизни. Влюбленный молодой человек, безмерно увлеченный юной красавицей, готовый в приливе своей чистой идеальной любви обнять весь мир, неожиданно становится свидетелем потрясающей сцены жестокого избиения шпицрутенами провинившегося солдата-татарина. Экзекуция происходит под командой отца девушки.

За несколько часов до истязания полковник молодцевато танцевал с дочерью на балу мазурку, привлекая к себе восторженные взоры влюбленного молодого человека. А утром тот же полковник предстал перед ним в зверском облике злобного мучителя. Из мира идеальной мечты герой рассказа сразу же перенесся в мир самой отталкивающей действительности. Рассказчик был ошеломлен неожиданным открытием, и, хотя он не в состоянии тотчас же осмыслить весь ужас происходящего, он уже не может впоследствии поступить ни в военную службу, как хотел прежде, и ни в какую-либо другую. …Чувствуя себя выбитым из колеи, он, по его словам, никуда уже не годился, а любовь его с того дня пошла на убыль и со временем сошла на нет. «Вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека» — такими словами заканчивает рассказчик свои воспоминания. Действие рассказа приурочено к 40-м годам прошлого века.

Есть основания предполагать, судя по дневниковой записи Толстого 18 июня 1903 года, что рассказ «После бала» носит автобиографический характер и что прототипом Василия Ивановича, влюбленного в дочь полковника и танцевавшего с ней на балу, был сам Толстой в пору его учения в Казанском университете. В статье 1886 года «Николай Палкин» Толстой делится воспоминанием, по-видимому, казанского периода, об одном из полковых или ротных командиров: «Я знал одного такого, который накануне с красавицей дочерью танцевал мазурку на бале и уезжал раньше, чтобы назавтра рано утром распорядиться прогонянием на смерть сквозь строй бежавшего солдата татарина, засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью».

Сам Толстой не был свидетелем экзекуции, но в 1898—1899 годах он встречался с писателем И. Н. Захарьиным (Якуниным), присутствовавшим во время наказания одного солдата шпицрутенами и познакомившего Толстого с подробностями этого наказания. Живо заинтересованный рассказом, Толстой настойчиво советовал Захарьину описать этот случай. Рассказ Захарьина, нужно думать, стимулировал работу Толстого над его собственным произведением на тему о солдатской экзекуции.»
(Н. К. Гудзий, «Лев Толстой: Критико-биографический очерк», 1960 г.)

В. Жданов и Э. Зайденшнур:

«Что касается автобиографичности рассказа «После бала»… то редактор Б. М. Эйхенбаум… оставляет открытым вопрос об автобиографичности рассказа и делает ссылку на ранее (в 1935 г.) вышедший том дневников Толстого и комментарии к ним… <…> Теперь считается правильным, что в рассказе использован случай из жизни С. Н. Толстого.»
(Жданов В., Зайденшнур Э. «Художественные произведения [в юбилейном собрании сочинений Л. Н. Толстого] // Лев Толстой: В 2 кн., 1961 г.)

Это была критика о рассказе «После бала» Льва Толстого: отзывы критиков, анализ произведения.

Все материалы по рассказу «После бала»

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий