Барыня в рассказе «Муму»: образ, характеристика, описание

Барыня в рассказе "Муму": образ, характеристика, описание
Барыня и Муму.
Иллюстрация к рассказу «Муму».
Художник Н. Ращектаев

 

 

 

 

Образ барыни

Барыня, центральная фигура в рассказе И. С. Тургенева «Муму», изображена как типичная представительница русского помещичьего сословия. Её образ сочетает в себе черты как физического, так и морального упадка. Она живёт в уединении, окружённая многочисленной прислугой, но при этом испытывает скуку и одиночество.

Характеристика

  1. Социальный статус и образ жизни: Барыня — вдова, которая проводит свои дни в сером доме с белыми колоннами. Её жизнь лишена ярких событий, и она довольствуется лишь воспоминаниями о прошлом. Барыня редко выходит на улицу, что подчеркивает её изоляцию от внешнего мира и отсутствие интереса к жизни.
  2. Отношение к прислуге: Она обращается с дворниками и другими служащими с высокомерным пренебрежением. Её отношение к Герасиму, главному герою рассказа, также символизирует её власть и недоступность. Несмотря на то, что она нуждается в его помощи, она не проявляет к нему ни сочувствия, ни уважения.
  3. Моральная пустота: Барыня олицетворяет моральное разложение помещицкого сословия. Она не заботится о судьбе своих подчинённых, её интересуют лишь собственные прихоти и удобства. Это проявляется в её решении выдать Татьяну за Капитона, не задумываясь о чувствах и желаниях самой девушки.

Описание

Барыня выглядит как фигура, окружённая атмосферой уныния и серости. Её дом, описанный как «серый с белыми колоннами», отражает её внутреннее состояние. Скука и апатия, царящие в её жизни, создают контраст с жизненной энергией Герасима, который, несмотря на свою немоту и физические ограничения, полон жизненной силы и стремлений.

Заключение

Таким образом, образ барыни в рассказе «Муму» служит ярким примером помещичьего сословия, его недостатков и моральной пустоты. Тургенев мастерски использует её характер для передачи глубокой социальной критики, показывая, как власть и привилегии могут привести к деградации личности. Этот образ остаётся актуальным и сегодня, напоминая о важности человеческих чувств и взаимоуважения в обществе.

Образ и характеристика барыни в рассказе «Муму» Тургенева: описание в цитатах

«…С сладкой улыбкой на сморщенных губах…» (больше о внешности барыни в рассказе ничего не сказано)

«…жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж…»

«…она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи…»

«…Старая барыня, у которой он жил в дворниках, во всем следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную: в доме у ней находились не только прачки, швеи, столяры, портные и портнихи, был даже один шорник, он же считался ветеринарным врачом и лекарем для людей, был домашний лекарь для госпожи, был, наконец, один башмачник, по имени Капитон Климов, пьяница горький…»

«…Татьяна не могла похвалиться своей участью. С ранней молодости ее держали в черном теле: работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо; жалованье она получала самое маленькое…»

«…причудливая старуха только рассмеялась несколько раз…»
«…Барыня свою спальню и кабинет приказывала протапливать даже летом…»
«…Она была в духе, смеялась и шутила; приживалки смеялись и шутили тоже, но особенной радости они не чувствовали: в доме не очень‑то любили, когда на барыню находил веселый час, потому что, во‑первых, она тогда требовала от всех немедленного и полного сочувствия и сердилась, если у кого‑нибудь лицо не сияло удовольствием, а во‑вторых, эти вспышки у нее продолжались недолго и обыкновенно заменялись мрачным и кислым расположением духа…»

«…барыне пришла в голову мысль выдать Татьяну за Капитона…» (она выдает прачку Татьяну замуж за Капитона)

«…на другой день выслала Герасиму целковый. Она его жаловала, как верного и сильного сторожа. Герасим порядком ее побаивался, но все‑таки надеялся на ее милость…»
«…трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала…» (Татьяна боится барыни)
«…тот, не без некоторого внутреннего лепетания, переступил порог ее кабинета…» (Гаврила боится своей барыни)

«…она даже ночью только об этом разговаривала с одной из своих компаньонок, которая держалась у ней в доме единственно на случай бессонницы и, как ночной извозчик, спала днем…»
«…через старшую компаньонку Любовь Любимовну…»
«…барыня со своими приживалками расхаживала по гостиной…»

«…Приживалка, к которой обратилась барыня, заметалась, бедненькая, с тем тоскливым беспокойством, которое обыкновенно овладевает подвластным человеком, когда он еще не знает хорошенько, как ему понять восклицание начальника…»

«…во всем следовала древним обычаям…»

«…Когда Гаврила вошел к ней после чаю с докладом <…> Барыне что‑то нездоровилось: она недолго занималась делами…»

«…В тот день она как‑то счастливо встала; на картах ей вышло четыре валета: исполнение желаний (она всегда гадала по утрам)..»

«…До самого вечера барыня была не в духе, ни с кем не разговаривала, не играла в карты и ночь дурно провела…»

«…В это самое время барыня только что засыпала после продолжительного «нервического волнения»: эти волнения у нее всегда случались после слишком сытного ужина…»

«…Вздумала, что одеколон ей подали не тот, который обыкновенно подавали, что подушка у ней пахнет мылом, и заставила кастеляншу все белье перенюхать, – словом, волновалась и «горячилась» очень…»
«…Барыня несколько успокоилась; сперва было отдала приказание немедленно вытребовать его назад в Москву, потом, однако, объявила, что такой неблагодарный человек ей вовсе не нужен…»

«…Барыня приняла их, но тотчас же слезливым голосом стала опять жаловаться на собаку, на Гаврилу, на свою участь, на то, что ее, бедную, старую женщину, все бросили, что никто о ней не сожалеет, что все хотят ее смерти…»
«…начала она тихим и слабым голосом: она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей; нечего и говорить, что всем людям в доме становилось тогда очень неловко…»

 

Барыня, Герасим и Муму

«…Госпожа, – думал он, посиживая у окна, – конечно, жалует Герасима (Гавриле хорошо это было известно…»

«…подите, душа моя, к Гавриле Андреичу, поговорите с ним: неужели для него какая‑нибудь собачонка дороже спокойствия, самой жизни его барыни?..»

«…Барыня разгневалась, расплакалась, велела отыскать его во что бы то ни стало, уверяла, что она никогда не приказывала уничтожить собаку, и наконец такой дала нагоняй Гавриле…»

«…Впрочем, она скоро сама после того умерла; а наследникам ее было не до Герасима: они и остальных‑то матушкиных людей распустили по оброку…»

 

Описание усадьбы барыни

«…в каком‑нибудь захолустье…»

«…в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом…»
«…принес ее в гостиную и поставил на паркет…»
«…Муму, отроду еще не бывавшая в таких великолепных покоях…»
«…направилась она в свой кабинет…»
«…старая барыня сидела на своем диване мрачнее грозовой тучи…»

«…разбитая кляча‑водовозка…»
«…даже петухи при нем не смели драться…»
«…На дворе у барыни водились тоже гуси…»

«…Перед окном был разбит палисадник, и на самой средней клумбе, под розовым кусточком, лежала Муму…»
«…она в палисаднике лежит, какую‑то мерзость притащила, грызет, а у меня там розы посажены…»

 

Список прислуги барыни

«…Герасим <…> он жил в дворниках…»
«…башмачник, по имени Капитон Климов…»
«…Степан, дюжий парень, состоявший в должности лакея…»
«…с ее главным дворецким, Гаврилой…» (дворецкий — старший слуга, следит за всей дворней)
«…Татьяна, состоявшая <…> в должности прачки…»
«…за домашним лекарем Харитоном…»
«…Ерошка <…> считался садовником…»
«…форейтор Антипка…» (форейтор — кучер, сидящий на передней лошади)
«…кучер Потап очень остался недоволен…»
«…кастелянша встала…» (кастелянша отвечает за барское белье)
Это был цитатный образ и характеристика барыни в рассказе «Муму» Тургенева. В статье представлены цитаты с описанием характера барыни и ее образа жизни, а также ее прислуги, усадьбы и дома.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий