Одна из самых известных скульптур в СССР по своей сути является центральной фигурой триптиха, в который входит монумент «Тыл к фронту!» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине. Идею монументальной композиции – меч, выкованный на обухе, – подхватила Родина и затопила Воин-Освободитель. На момент установки «Родина-мать» была самой высокой скульптурой в мире.
Эстетической основой памятника послужило аллегорическое изображение Марсельезы на барельефе триумфальной арки в Париже, а также античная скульптура Ники Самофракийской.
Автор скульптуры — великий мастер Е. Вутетич — рассматривал несколько вариантов скульптуры. Изначально предполагалось, что, помимо фигуры «Родины», рядом будет изображен коленопреклоненный воин, а на скульптуре должен быть вовсе не классический меч, а красное знамя. Однако в ходе работы концепция была изменена в сторону классического символического языка, идеологическое содержание смягчилось, наполнилось идеями гуманизма.
До сих пор искусствоведы спорят о том, кто послужил образцом для мастера при создании монументального образа. Было сделано несколько предположений, но сам автор утверждал, что моделью для него послужила официантка одного из ресторанов Волгограда.
Автор добился сильного впечатления от монументальной скульптуры тем, что не поставил ее на высокий постамент. Родина как бы стоит на земле и взывает к своим сыновьям.
За время своего существования скульптура дважды реставрировалась. Изменился материал меча, его конструктивное решение, обновлены некоторые внутренние конструкции каркаса. С 1967 года, когда скульптура была установлена, памятник «обрастал» легендами и легендами. Говорят, что во время установки скульптуры внутри нее пропал один из рабочих, которого так и не нашли.
Также известно, что для создания прочного основания памятника была необходима непрерывная подача бетона. Грузовики, подвозившие бетон к строительной площадке, имели право не соблюдать никаких правил дорожного движения, а ГАИ не имела права их останавливать.
Недавно рядом с памятником был построен храм Всех Святых, который органично вписался в общую композицию мемориала, а также придал ему новое звучание.
Сегодня 52-метровая скульптура является главной достопримечательностью Волгограда, вызывающей неподдельный интерес сотен тысяч туристов со всего мира.