Великий мастер эпохи модерна – умнейший и талантливейший скульптор этого направления в искусстве начала 19-20 веков. Его работы стали образцом для многих художников, а умение передать энергию живого тела, его пластичность и сложность линий, стало образцом для последующих поколений мастеров.
Роден умел «уловить» мимолетное, едва заметное, свойственное человеку в постоянном движении. Динамизм, энергия и эмоциональность работы мастера часто отличались от привычной статичности академизма, что вызывало у зрителя недоумение, непонимание и, очень редко, искреннее восхищение. Стремление Родена к изображению интимных моментов жизни также было воспринято современниками в штыки. Лишь спустя десятки лет работу скульптора признали гениальной.
Не все знают, что Роден посвятил большую часть своей творческой жизни одному-единственному шедевру — «Вратам ада», который был заказан будущему Музею декоративно-прикладного искусства. В его основе был скульптурный портал, призванный украсить вход в музей. Несмотря на то, что автор не уложился в оговоренный срок (5 лет), музей так и не был создан, но Роден продолжал работать, увлеченный глубиной и необычностью произведения. Многочисленные модели, созданные мастером, как эскизы к основному произведению, самостоятельные скульптуры вошли в золотой фонд мирового искусства. Среди них: «Мыслитель», «Адам и Ева», «Поцелуй», «Мимолетная любовь» и многие другие. Скульптор вдохновлялся творчеством Данте, Микеланджело, Бодлера. Его страсть была настолько сильна, что, когда на эту работу наконец нашелся покупатель, скульптор наотрез отказался ее продавать. В результате Врата Ада были отлиты из бронзы только после смерти автора.
Особое место в творчестве Родена занимает скульптурная группа «Граждане Кале». Созданная по заказу городских властей Кале скульптура должна была символизировать мужество горожан, решивших отдать жизнь за спасение родного города. Средневековая история настолько потрясла скульптора, что он решительно отказывался от всех заказов во время работы над ней.
По замыслу автора, скульптура должна стоять на уровне земли, чтобы зритель чувствовал свою причастность к великому свершению. Увы, заказчики решили иначе. Позднее копии скульптуры были установлены в Париже и Лондоне.
Произведение поражает своей эмоциональностью и необычайно проникновенным изображением страданий людей, со страхом ожидающих своей участи. До сих пор эта скульптурная группа, наряду с такими шедеврами, как Лаокоон и его сыновья, считается самым драматичным скульптурным изображением.
Скульптура «Вечная весна» наполнена необыкновенной любовью и любовью к жизни. Нарочитая размытость линий создает необычный эффект легкой дымки, окутывающей произведение. Текстура мрамора придает сюжету особую нежность, хрупкость, трепетность.
По-особенному воспринимается и одно из ранних произведений мастера «Бронзовый век». Роден весьма революционно для своего времени интерпретировал обнаженную мужскую природу. Его герой очень лиричен, пропорции тела далеки от академических канонов, движения эмоциональны, а лицо застыло в совершенном счастье.
Тем, кому понравилась эта статья, рекомендуем ознакомиться с музеем Родена в Париже.