Как и все виды искусства, скульптура начала ХХ века переживает сложный период поиска новых форм. Первую скрипку в этом масштабном поиске играет Огюст Роден. Великий мастер становится законодателем в скульптуре, его предложения встречают коллеги и критикой, и радостью. По сути, вся скульптура ХХ века выросла из экспериментов в мастерской Родена.
Работы мастера полны новизны, несвойственной им реалистичности внутренней и внешней динамики, ощутимой энергии и отказа от ряда условностей. Однако Роден остается в рамках привычных форм и реалистических образов. Скульптура остается самым «консервативным» видом искусства до тех пор, пока кубисты не вторгаются в эстетику пластики.
Кубисты не могли остаться в стороне от объемного искусства. Из-за природы этого течения мастера должны были быть узкими в двух измерениях. Поэтому они тяготели к объему. Первые работы скульпторов, решивших сломать многовековую традицию реализма, были восприняты знатоками и критиками весьма настороженно. Пикассо, Лоран, Дюшан-Виллен — практически ни один мастер-живописец не мог устоять перед искушением попробовать свои силы в пластическом искусстве.
Этот период скульптуры характеризуется изменением форм, лишением сюжетных композиций, экспериментами с разными материалами. Все кубистские скульптурные новшества быстро исчезли, Европе в межвоенный период нужна была иная эстетика.
Тоталитарные режимы 1930-х годов требовали от скульпторов пафоса, прославляющего силу и монументальность. Талантливые мастера Германии, Италии, СССР были заняты поэтизацией труда, возвеличиванием вождей и соперничеством с коллегами из других стран. Бюсты и скульптурные группы Арно Брекера — официального скульптора нацистов, знаменитая работа Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», серия псевдоантиквариата итальянских мастеров, обласканных Муссолини, — все это результат тотального вмешательство политики в творчество.
Несомненная историческая ценность и талант мастеров не дают оснований считать многочисленные работы времен диктатур своего рода «прорывом» в развитии европейской скульптуры. В это время мастера пытаются переосмыслить опыт прошлых веков и адаптировать его к потребностям современности.
стремление послевоенных художников уйти от реализма легко объясняется недавно закончившейся мировой бойней и крахом фашистских режимов. Реальность слишком уродлива, чтобы ее показывать. Художники по пластике ищут новые формы выражения красоты мира. Сюрреализм для такого поиска предлагает множество возможностей. Предметом изображения становится сон, галлюцинация, мираж, видение. Интересующиеся работами этого периода могут приобрести картины, перейдя по этой ссылке http://price.ua/catalog4780.html.
Трудностью для многих мастеров был полный отказ от привычных форм и содержания. Неутомимый Дали многих пугал, заставлял остерегаться тривиального подражания и откровенной бессмыслицы. Эрнст, Швиттерс, Арп — все лучшие мастера нового направления тяготели в своих произведениях к старым эстетическим нормам.
Постмодернизм с его стремлением к провокации, игре, иллюзии сумел переварить всю тысячелетнюю историю скульптуры, извлекая из каждого стиля что-то особенное. Постоянно комбинируя, переставляя, творчески перерабатывая новое направление, которых на самом деле можно считать сотней микронаправлений, создаются удивительно разные произведения. В них много идей, двусмысленности и разнообразия, прямой провокации и плагиата, воздвигнутых на пьедестал «реплики вечного».
Не боясь эксперимента, делающего его необходимой составляющей творческого процесса, постмодернизм спешит удивить, шокировать, вызвать у зрителя сильные эмоции. С каждым годом стилистическая вариация становится все более сложной и трудно поддающейся классификации.