Скульптура играет важную роль в культуре древнейшей цивилизации на земле. По мнению египтян, одна из душ человека — ка — обладает способностью пребывать одновременно в двух мирах: земном и загробном. Отсюда стремление сохранить тело умершего любым способом (бальзамирование и мумификация), а также создание большого количества скульптур, способных служить оболочкой для души «ка».
Еще одной особенностью египетской скульптуры являются строгие каноны (правила), по которым создавались все изображения. С одной стороны, скульптура должна была быть достаточно реалистичной, чтобы душа «узнала» оболочку, с другой стороны, пушка требовала полной симметрии в изображении человека, да и физика тоже следовала строгим правилам. Именно поэтому многие изображения фараонов, жрецов и богов кажутся однотипными, а различия существуют только в чертах лица. Отклонения от правил допускались только при изображении людей низшего сословия: чиновников, военных и так далее
Подавляющее большинство скульптур в Древнем Египте статичны. Чаще всего царей и богов изображают сидящими на троне, либо стоящими, руки фигур упираются в колени, либо скрещенными на груди, взгляд направлен прямо вперед. Такой ракурс создавал чудесный эффект, зрителю кажется, что статуя смотрит прямо на него, под каким бы углом он ни смотрел на скульптуру. Огромные глаза скульптур также имеют культовое значение. Египтяне были уверены, что душа человека в его глазах. Поэтому все скульптуры раскрашивались очень тщательно.
Самая известная египетская скульптура — Большой Сфинкс. Мифическое существо с головой фараона Хефрена и телом львицы. Монументальная скульптура, охраняющая пирамиды, выполняла роль хранителя спокойствия царей в долине пирамид. Величественная поза, внешний вид, полный умиротворения и отрешенности, мощи и внутренней силы до сих пор производят на туристов неизгладимое впечатление.
Отдельного внимания заслуживают храмовые скульптуры фараонов и богов. Выполненные в строгом соответствии с каноном, египетские цари изображаются величественными, хорошо сложенными и независимыми. Изобразить фараона, живого бога, можно было только вне времени и жизни. Все стоячие скульптуры изображают царя, делающего шаг вперед (так называемый «шаг в вечность»), что символически означает переход правителя от земной жизни к вечной.
Крайне интересны скульптурные маски фараонов, закрывавшие лица фараонов саркофагами. Для создания масок мастера использовали драгоценные металлы и разноцветные эмали. Самая известная маска — маска фараона Тутанхамона.
Скульптурные портреты египетских мастеров дали нам блестящие образцы реализма и пластики. Портреты Нефертити, Тейе, Микерина, Аменхотепа III и других, несомненно, являются шедеврами античного искусства. Чаще всего скульптурные портреты представляют собой сохранившиеся части статуй, утраченные веками.
Искусство амарнского периода достойно отдельного разговора. В это время, когда фараон Эхнатон запретил поклонение многим египетским богам и провозгласил монотеизм. При этом художникам разрешалось отступать от канона, изображать людей такими, какие они есть на самом деле. Поэтому статуи и изображения самого мятежного фараона кардинально отличаются от изображений других правителей. Перед зрителем стоит некрасивый мужчина, с кривыми ногами и выпирающим животом. Но ценность этих образов именно в их исторической достоверности и правде.
Для своих скульптур мастера Древнего Египта использовали самые разные материалы: дерево, алебастр, базальт, кварцит, известняк. Были учтены свойства каждого материала, что помогло создать уникальные, особенные, точные и достоверные изображения в рамках строгих канонов.
Лучшие образцы скульптуры Древнего Египта хранятся в музеях Лондона, Парижа, Берлина, Каира. Несколько образцов египетской скульптуры украшают улицы Санкт-Петербурга, а также находятся в собрании Эрмитажа, ГМИИ в Москве.
Таинственные полуулыбки всех статуй Египта заставляют зрителя снова и снова смотреть в глаза некогда великим правителям самого могущественного и самого развитого государства на заре земной цивилизации.