Величайшим достоинством древнеримской скульптуры является реалистичность и достоверность изображений. Во-первых, это связано с тем, что у римлян был сильный культ предков, и с самого раннего периода римской истории существовал обычай снимать посмертные восковые маски, которые позже были взяты скульпторами за основу для скульптурных портретов.
Сам термин «древнеримское искусство» имеет весьма произвольное значение. Все римские скульпторы были греческого происхождения. В эстетическом смысле вся древнеримская скульптура является копией греческой. Нововведением стало сочетание греческого стремления к гармонии и римской жесткости и культа силы.
История древнеримской скульптуры делится на три части — искусство этрусков, пластика эпохи Республики и имперское искусство.
Искусство этрусков
Этрусская скульптура предназначалась для украшения погребальных урн. Сами эти урны были созданы в форме человеческого тела. Реализм изображения считался необходимым для поддержания порядка в мире духов и людей. Работы старых этрусских мастеров, несмотря на примитивность и схематичность изображений, удивляют индивидуальностью каждого образа, своим характером и энергией.
Скульптура Римской Республики
Скульптура времени Республики характеризуется эмоциональной скупостью, отстраненностью и холодностью. Создавалось впечатление полной изоляции изображения. Это связано с точным рендерингом посмертной маски при создании скульптуры. Положение несколько улучшила греческая эстетика, каноны, по которым рассчитывались пропорции человеческого тела.
Многочисленные рельефы триумфальных колонн, храмов, относящиеся к этому периоду, поражают изяществом линий и реалистичностью. Особо стоит упомянуть бронзовую скульптуру «Римский волк». Легенда об основании Рима, материальное воплощение римской идеологии — вот значение этой статуи в культуре. Примитивизация действия, неправильные пропорции, фантастичность не мешают, по крайней мере, восхищаться динамизмом этого произведения, его особой остротой и темпераментом.
Но главным достижением в скульптуре этой эпохи является реалистический скульптурный портрет. В отличие от Греции, где он создавал портрет, мастер так или иначе подчинял законам гармонии и красоты все индивидуальные особенности модели, римские мастера тщательно копировали все тонкости внешности моделей. С другой стороны, это часто приводило к упрощению образов, грубости линий и удалению от реализма.
Скульптура Римской Империи
Задача искусства любой империи — возвеличить императора и государство. Рим не исключение. Римляне в эпоху империи не представляли свой дом без скульптур предков, богов и самого императора. Поэтому многие образцы императорской пластики сохранились до наших дней.
В первую очередь внимания заслуживают триумфальные колонны Траяна и Марка Аврелия. Колонны украшены барельефами, рассказывающими о военных походах, подвигах и трофеях. Такие рельефы являются не только произведениями искусства, поражающими точностью изображения, многофигурной композицией, стройностью линий и тонкостью работы, но и бесценным историческим источником, позволяющим восстановить бытовые и военные детали времен империи.
Статуи императоров на римских форумах выполнены в грубой грубой манере. Больше нет и следа греческой гармонии и красоты, характерных для раннего римского искусства. Мастера в первую очередь должны были изображать сильных и жестких правителей. Это также был отход от реализма. Римские императоры изображались спортивными, рослыми, несмотря на то, что редко кто из них обладал стройным телосложением.
Практически всегда во времена Римской империи скульптуры богов изображались с ликами правящих императоров, поэтому историкам достоверно известно, как выглядели императоры крупнейшего античного государства.
Несмотря на то, что римское искусство, несомненно, вошло в мировую сокровищницу многих шедевров, по своей сути оно является лишь продолжением древнегреческого. Римляне развили античное искусство, сделали его пышнее, величественнее, ярче. С другой стороны, именно римляне утратили чувство меры, глубины и идейного содержания в раннеантичном искусстве.