Искусство Древней Греции стало опорой и фундаментом, на котором выросла вся европейская цивилизация. Скульптура Древней Греции – особая тема. Без античной скульптуры не было бы блестящих шедевров эпохи Возрождения, и трудно представить себе дальнейшее развитие этого искусства. В истории развития древнегреческой скульптуры можно выделить три основных этапа: архаический, классический и эллинистический. В каждом есть что-то важное и особенное. Рассмотрим каждый из них.
К этому периоду относятся скульптуры, выполненные между 7 веком до нашей эры и началом 5 века до нашей эры. Эпоха подарила нам фигуры обнаженных юных воинов (курос), а также множество женских фигур в одежде (корос). Для архаичных скульптур характерна некоторая очерченность и непропорциональность. С другой стороны, каждая работа скульптора привлекательна своей простотой и сдержанной эмоциональностью. Для фигур этой эпохи характерна полуулыбка, что придает работам немного таинственности и глубины.
«Богиня с гранатом», хранящаяся в Берлинском государственном музее, является одной из наиболее хорошо сохранившихся архаичных скульптур. Внешней грубостью и «неправильными» пропорциями внимание зрителя привлекают руки скульптуры, блестяще выполненные автором. Выразительный жест скульптуры делает ее динамичной и особенно выразительной.
«Курос Пирейский», украшающий коллекцию Афинского музея, является более поздней и потому более совершенной работой древнего скульптора. Перед зрителем мощный молодой воин. Легкий наклон головы и движения рук говорят о мирной беседе, которую ведет герой. Нарушенные пропорции уже не так бросаются в глаза. И черты лица не так обобщены, как в ранних скульптурах архаического периода.
Классика
Большинство скульптур этой эпохи связано с античной пластикой.
В классическую эпоху были созданы такие известные скульптуры, как Афина Парфенос, Зевс Олимпийский, Дискобол, Дорифор и многие другие. История сохранила для потомков имена выдающихся скульпторов того времени: Поликлета, Фидия, Мирона, Скопаса, Праксителя и многих других.
Шедевры классической Греции отличаются стройностью, идеальными пропорциями (которые свидетельствуют о прекрасном знании анатомии человека), а также внутренним содержанием и динамикой.
Именно классический период характеризуется появлением первых обнаженных женских фигур (Раненая амазонка, Афродита Книдская), что дает представление об идеале женской красоты в эпоху расцвета античности.
Эллинизм
Для позднегреческой античности характерно сильное восточное влияние на все искусство вообще и на скульптуру в частности. Сложные аббревиатуры, изысканные драпировки, показано множество деталей.
Восточная эмоциональность и темперамент пронизывают спокойствие и величие классики.
Афродита Киренская, украшающая римский музей Термы, полна чувственности, даже немного кокетства.
Самая известная скульптурная композиция эллинистической эпохи – Лаокоон и его сыновья Агесандр Родосский (шедевр хранится в одном из музеев Ватикана). Композиция полна драматизма, само действие предполагает сильные эмоции. Отчаянно сопротивляясь посланным Афиной змеям, сам герой и его сыновья как будто понимают, что их участь страшна. Скульптура выполнена с необычайной точностью. Фигурки пластиковые и настоящие. Лица героев производят сильное впечатление на зрителя.