Эталон соцреализма — так называлась эта монументальная работа Веры Мухиной, ставшая одним из главных символов СССР. Идея скульптуры принадлежит архитектору Иофану, которому пришла в голову идея объединить идеи сразу двух античных статуй — «Тиранокластов» (Критий) и «Ники Самофракийской» (неизвестный автор). В первом случае зодчий вдохновлялся общей линией скульптур Гармодия и Аристогитона, заговоривших против тирана Гиппарха. Во втором случае — динамика и патриотическое звучание скульптуры.
Госзаказ предусматривал размещение скульптуры у входа в советский павильон на Всемирной выставке в Париже. Поскольку павильоны Германии и Советского Союза находились друг напротив друга, скульптурная композиция должна была всеми возможными художественно-монументальными средствами продемонстрировать идейное превосходство коммунизма над нацизмом.
К созданию важнейшего идейного произведения Вера Мухина подошла с присущим ей размахом и талантом. Две фигуры — рабочий и крестьянка, высоко поднимающие над головой символы Советского Союза — серп и молот. Они как бы устремлены вверх, их объединяет миг триумфа, великой победы. Идея победоносного труда и вечного нерушимого союза пролетариата и крестьянства — главная коммунистическая догма — в исполнении великой Веры Мухиной выглядит неизменной и притягательной.
Для достижения дополнительного эффекта было решено изготовить скульптуру из тонких пластин нержавеющей стали, которые отражали свет и меняли цвет в зависимости от солнечного света.
В мае 1937 года скульптура высотой 58 метров (25 метров самой скульптуры и 33 метра постамента) украсила собой выставочный павильон Советского Союза. Достоверно известно, что разведка Советского Союза серьезно заинтересовалась конструкцией немецкого павильона, в результате чего высота советского павильона была на несколько метров выше, что несомненно порадовало руководство страны и огорчило немцев.
Парижане ходили посмотреть на скульптуру несколько раз в день, потому что она постоянно меняла цвет — на восходе она была розовой, днем — светло-серебристой, а на закате — золотой.
После окончания выставки французы начали собирать деньги, чтобы выкупить скульптуру из Советского Союза и оставить ее в Париже. Сталин категорически отказался.
С конца 1940-х годов «Рабочий и колхозница» является главным символом киностудии «Мосфильм». Скульптуру часто можно увидеть в документальных и художественных фильмах. Теперь она стала самым впечатляющим и талантливым памятником своего времени.
В начале 21 века памятник подвергся серьезной и длительной реставрации. С 2009 года эталон соцреализма вновь украшает вход на ВВЦ.