Как и все другие виды искусства, скульптура в Советском Союзе почти всегда находилась в цепких руках идеологии и была обязана служить государству. В первые годы существования «Страны Советов» художники были свободны в выборе формы своего творчества и стилистического исполнения. Однако скульптуры, которые были нужны государству (герои революции, основоположники марксистского учения и так далее), требовали реалистичного исполнения.
Окончательно все идеологические рамки были оформлены в середине 30-х годов, с созданием нового стиля и направления в искусстве «соцреализм». С тех пор и до конца 80-х признавалась только идеологически «правильная» скульптура.
Все сказанное не означает, что скульптура в СССР была лишена таланта и настоящего искусства. Имена Николая Андреева, Ивана Шадра, Сары Лебедевой, Веры Мухиной, Александра Матвеева были известны далеко за пределами СССР.
Скульптурные портреты Ленина, Дзержинского, Свердлова — выполнены с неоспоримым талантом и оригинальным подходом. Интересно, что поначалу в Советский Союз пытались попасть многие скульпторы из Европы, увлеченные идеей построения нового мира.
Скульптура Шадра, расположенная в сквере Декабрьского восстания в Москве, «Кистень — оружие пролетариата» — признанный скульптурный шедевр первой половины 20 века.
Знаменитая пара скульптур «Рабочий и колхозница», украсившая павильон СССР на Всемирной выставке в Париже, произвела фурор в художественных кругах и послужила образцом для многих монументальных произведений этого периода.
Военная тематика в скульптуре Советского Союза представлена блестящими скульптурными портретами полководцев, а также монументальными комплексами, среди которых выделяются памятники в Курске, Волгограде и Киеве. Вутетич, Томский, Микенас, пожалуй, лучшие мастера этого жанра.
В послевоенное время появилось несколько памятников деятелям истории и культуры: Юрию Долгорукому, Петру Чайковскому, Пушкину, Маяковскому. Мастера Орлов, Кибальников, Аникушин — стремятся добиться особого звучания своих произведений, расширяя рамки идейных канонов и ориентиров.
Эпоха «оттепели» способствовала появлению скульптуры, выходящей за рамки «соцреализма», но это искусство очень скоро перешло в разряд «неофициального», и нередко продолжало существовать за пределами СССР. Среди тех, кто был узок в идеологических рамках, выделяется имя Эрнста Неизвестного. Сегодня его работы украшают города и музеи по всему миру. Самые известные работы — «Маска скорби», «Золотой младенец», надгробие на могиле Хрущева.
70-е и 80-е годы характеризуются расцветом станковой скульптуры. В работах таких мастеров, как Шаховской, Жилинская, Митлянский. В их работах ярко проявляется романтизм, любовь к повседневности, к простым людям. Однако идеология требовала пафоса трудовых будней, героических ситуаций, пафоса. Однако многим мастерам удалось создать здоровых и талантливых, сопротивляясь всем требованиям идеологии.
Советская эпоха в развитии скульптуры полна побед и поражений. За 70 лет существования Советского Союза скульптура обогатилась многими шедеврами, составляющими гордость европейского искусства. Большое количество посредственных, но идейно правильных произведений давно предано забвению.