Особенность «создателя Ватикана» заключалась в том, что он участвовал в создании своих скульптурных шедевров на каждом этапе, начиная от отбора глыбы мрамора и транспортировки ее в мастерскую. Мастер никому не доверял даже самые простые транспортно-погрузочные операции. Он как будто уже видел свою работу в огромном блоке и уже относился к ней как к хранилищу будущего шедевра.
Среди ранних работ скульптора его авторство достоверно установлено лишь в немногих. Среди них фигура «Вакха». Бог вина и веселья изображен мирно пьяным. Сатир, сопровождающий героя, тихо посмеивается за спиной мятежного божества. В работе чувствуется небольшая робость автора, не слишком хорошее знание анатомии, условные пропорции. Несмотря на явные формальные недостатки, юному Микеланджело удалось создать гармоничный образ, очень пластичный и впечатляющий.
Следующая работа великого мастера также относится к его ранним шедеврам, но считается произведением искусства, завершающим раннее Возрождение и открывающим величественное Высокое Возрождение. Речь идет о композиции «Пьета», которая находится в Соборе Святого Петра. Мёртвое тело сына Иисуса держит Дева Мария. Горько скорбит молодая, хрупкая женщина. Ее лицо излучает бесконечную печаль и печаль. Скульптура поражает точностью деталей. Складки на одежде Марии не могут не вызывать восхищения тонкой и кропотливой работой автора. Известно, что впечатление от композиции настолько сильное, что люди с неустойчивой психикой пробовали ее несколько раз. Последний случай произошел в начале 70-х годов, когда сумасшедший Ласло Тот бросился на статую с молотком, возомнив себя самим Христом, воскресшим из мертвых. С тех пор скульптура защищена специальным прозрачным куполом.
Символом всего Возрождения была статуя Давида во Флоренции. В этом произведении мастер воспел красоту человеческого духа и тела. Гармония, присущая этой скульптуре, поражает. Автору едва исполнилось 26 лет, когда он получил заказ на «Давид». Результат уже тогда произвел яркое впечатление не только на флорентийцев, но и на коллег мастера.
Статуя пророка Моисея, предназначенная для одного из папских надгробий в Ватиканском соборе, — одно из самых любимых произведений самого скульптора. Известно, что автор постоянно возвращался к ней и доделывал ее на протяжении 30 лет. В фигуре пророка есть тайна, чтобы полностью понять замысел автора, нужно увидеть фигуру со всех сторон. В этом случае зритель чувствует некое напряжение и энергию, идущую от скульптуры.
Великий Буонаротти создал несколько работ, несущих на себе явные признаки незавершенности. Более того, автор специально оставил эти работы незаконченными, чтобы усилить впечатление. Такова скульптура «Мадонна Медичи», которая считается самым прекрасным изображением Богородицы. Незавершенность работы создает ощущение, что вы присутствуете под чудесным явлением скульптуры из глыбы мрамора.
Микеланджело не любил создавать скульптуры, носящие портретное сходство с кем-то другим. Охваченный вдохновением, он даже создал заказанные ему надгробия. Самым известным из всех его скульптурных надгробий является памятник Лоренцо Медичи. Идеализируя образ покойного герцога, мастер создает созерцательный образ мудреца, эстета и мецената.
Произведения Микеланджело украшают лучшие соборы Италии, самые известные музеи и галереи мира. Искусствоведы постоянно «находят» все новые и новые работы скульптора, который никогда не считал нужным подписывать свои работы (подписывал только одну). На сегодняшний день известно 57 скульптур Микеланджело, из которых около 10 безвозвратно утеряны.