«Вечерний звон». И. Левитан |
Картина «Вечерний звон» является одной из знаменитых работ выдающегося русского художника Исаака Левитана.
В этой статье представлено описание картины «Вечерний звон» Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения.
Описание картины «Вечерний звон» Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения
Картина «Вечерний звон» была написана Левитаном в 1892 году. Картина выполнена маслом на хосте размером 87 х 107,6 см. На данный момент картина хранится в Третьяковской Галерее.
При жизни автора картина была вставлена на Чикагской всемирной выставке в Русском отделе.
Описание картины из книги В. Петрова «Исаак Левитан»:
«В этой картине, изображающей окруженный осенним лесом монастырь у излучины полноводной реки, Левитан вновь как бы приглашает зрителя в благой, лишенный зла мир.
В отличие от близкой по мотиву «Тихой обители», где взгляд зрителя направлялся по центральной оси в глубь картины, к монастырю, а горизонт был закрыт дубравой, в «Вечернем звоне» доминируют плавные, эллипсоидные линии реки, течение которой уводит взгляд вдаль.
Проникающее картину круговое движение, красота вечернего освещения, румянящего и золотязего плывущие по небу легкие облака и белые стены монастырских зданий, «эхо» отражений на зеркальной глади воды создают ощущение торжественного и мелодичного «звучания» картины, и кажется, что в ее пространстве, как и в одном из рассказов Чехова, «собрались отдыхать» и люди, и природа, и лес, и солнце, отдыхать и, быть может, молиться».
В картине нашли прекрасное выражение и сближавшее Левитана с Нестеровым «типично русское, даже отшельническое умиление перед красотой вечера в «святом месте»», и чуткость живописца к художественному своеобразию церковной архитектуры, ее единству с окружающей природой.
Это понимаение красоты и поэзии старых русских храмов он, видимо, унаследовал от Саврасова, уже в годы учения создав такие работы, как «Симонов монастырь» и «Вечер на пашне», в образном строе которых важную роль играли белые здания храмов, символизирующие и выражающие высшие устремления людей, живших на этой земле. Пристрастие к изображению старинных церквей, колоколен, ветких деревянных часовенок сохранилось у него до конца дней, проявившись во множестве произведений.»
(из книги В. Петрова «Исаак Левитан», изд-во «Белый город», 2000 г.)
Описание картины из книги С. Пророковой «Левитан»:
«На мольберте в мастерской стояла картина, которую Левитан готовил для Чикагской всемирной выставки. Помня о шумном успехе «Тихой обители», он писал ее вариант. Многое изменил в композиции.
Работая, художник напевал свою любимую песню «Вечерний звон» на слова поэта-страдальца Козлова, который начал писать стихи, когда потерял зрение. <…> Левитан любил его стихи, а песню эту часто напевал. Она переносила его в летние вечера Плеса, когда все многоголосие церковных колоколов вступало в строй и певучий благовест разносился окрест.
Левитан писал картину, полный воспоминаний об этом церковном благолепии. Даже картину назвал «Вечерний звон». <…>
…смирение, покой, умиление. <…> …дань безвременью. Картина эта очень нравилась обывателям, готовым заткнуть уши и не слышать того грозного протеста, который зреет в народе, обывателю, сделавшему теперь песню Козлова чуть ли не своим гимном.»
(С. Пророкова «Левитан»)
Описание картины на сайте Третьяковской Галереи:
«Пространственные планы картины представлены как три разных мира. Ближний – покрытый тенью высокий берег, с него художник окидывает взглядом окрестности. Далее – зачарованная водная гладь, над которой обрываются мостки, а на ее поверхности в центре словно замирает лодка.
За рекой, вырастая из миражной игры отражений, в лучах заходящего солнца появляется чудесное видение – монастырь. Наконец взгляд поднимается в небо вслед за тающими в мягком золотом сиянии облаками.
Художник передает стремление души в этот очарованный мир света и исчезающих в отдалении звуков. Прерывая движение к небу поперечными ритмами – линией берега, мостками, лодкой, он создает ощущение ускользающего образа. В эту манящую даль можно лишь бесконечно, томительно стремиться в мечтах.»
(сайт Третьяковской Галереи, статья о картине «Вечерний звон»)
Это было описание картины «Вечерний звон» Левитана: анализ произведения, материалы для сочинения.