Боян в «Слове о полку Игореве»: образ, характеристика, описание в цитатах

Боян в "Слове о полку Игореве": образ, характеристика, описание в цитатах
Боян.
Художник В. Фаворский

Боян — это один из персонажей «Слова о полку Игореве». По сути, Боян не является действующим лицом. Но его имя неоднократно упоминается в произведении.

В этой статье представлен образ и характеристика Бояна в «Слове о полку Игореве»: описание в цитатах из произведения, материалы для сочинения.

В статье используются цитаты из текста «Слова о полку Игореве» в переводе Н. А. Заболоцкого.

Боян в «Слове о полку Игореве»: образ, характеристика, описание в цитатах

Боян — это древнерусский певец и сочинитель песен. Исследователи предполагают, что Боян жил во второй половине XI века. Об этом говорят песни Бояна, которые связаны именно с историей XI века.

Судя по всему, Боян был достаточно знаменитым певцом в свое время. Его песни сохранялись в народе около столетия. Народ был знаком с творчеством Бояна.

Автор «Слова о полку Игореве» называет Бояна «старинным соловьем», то есть певцом из прошлого. Действительно, Боян жил несколько раньше, чем автор «Слова»:

«…О Боян, старинный соловей!..»

В своих песнях Боян воспевает подвиги и заслуги князей. Боян сочинял песни о битвах, походах и ополчениях своей эпохи:

«…Боян был песнотворец, сочинитель песен о битвах и ополчениях…» (Д. В. Айналов «На каком инструменте играл Боян?»)

Исследователи предполагают, что Боян был связан с Ярославом Мудрым, его сыновьями и внуками. Боян был любимцем князя Святослава Ярославича и его сына Олега („Гориславича“):

«…[Боян] был связан с Мстиславом, затем с Ярославом старым, потом с его сыном Святославом и сыновьями Святослава — Романом и Олегом, родоначальником Ольговичей. Гусли Бояна зазвучали еще до 1036 г. и продолжали рокотать славы князьям вплоть до 1083 г., то есть на протяжении около полувека…» (Б. А. Рыбаков «Древняя Русь: Сказания, былины, летописи»)

Боян был известным певцом, но он не был народным поэтом. Д. С. Лихачев считает Бояна «придворным поэтом», то есть служащим «при дворе» князей:

«…Очевидно, Боян и не был подлинно народным поэтом. По-видимому, это был поэт придворный…» (Д. С. Лихачев «„Слово о полку Игореве“ и культура его времени»)

В «Слове о полку Игореве» автор рассказывает, что Боян играл на каком-то струнном музыкальном инструменте:

«…И на струны возлагал живые, —Вздрагивали струны, трепетали,Сами князям славу рокотали…»

На каком инструменте играл Боян? Исследователи пришли к выводу, что Боян играл на гуслях. Вот что об этом пишет известный историк Д. В. Айналов:

«…Из текста «Слова о полку Игореве» видно, что Боян пел и сопровождал свое пение игрой на каком-то струнном инструменте, название которого автор Слова не сообщает…»

«…Бояна в XV—XVI вв. считали за гудца на гуслях и что определение его музыкального инструмента как гуслей восходит еще к XIV в., а судя по некоторым данным, и к более раннему времени…» (Д. В. Айналов «На каком инструменте играл Боян?»)

Как относится автор «Слова» к Бояну? Отношение автора к Бояну неоднозначное. Автор «Слова» признает авторитет Бояна. Он называет Бояна «вещим» (что означало «волшебник», «чародей»):

«…Вещие персты он подымал…»

Но автор «Слова» не разделяет манеру Бояна воспевать князей и их подвиги. В отличие от Бояна, автор «Слова» стремится быть объективным и говорить только о реальных событиях:

«…автор «Слова» стоит значительно выше Бояна в понимании исторического смысла событий русской истории…»

«…В отличие от Бояна, автор «Слова» не только воздает хвалы князьям. Он взвешивает и расценивает их деятельность не с точки зрения их личных качеств (удаль, храбрость и т. д.), а с точки зрения оценки всей их деятельности для общенародного блага…» (Д. С. Лихачев «„Слово о полку Игореве“ и культура его времени»)

Таковы образ и характеристика Бояна в «Слове о полку Игореве»: описание персонажа в цитатах, биография героя, материалы для сочинения.

 

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий