Черты классицизма в комедии «Недоросль» Фонвизина, признаки реализма

Черты классицизма в комедии "Недоросль" Фонвизина, признаки реализма

Комедия «Недоросль» была создана в конце XVIII века, когда основным направлением в русской литературе являлся классицизм. Однако в данной пьесе можно найти признаки и классицизма, и реализма.
Ниже представлен анализ черт и признаков классицизма и реализма в «Недоросле» Фонвизина.

 

Черты и признаки классицизма в комедии «Недоросль» Фонвизина

Г. А. Гуковский о классицизме и реализма в комедии «»Недоросль»:
«В ту эпоху, когда жил и работал Фонвизин, преобладающим стилем дворянской литературы был классицизм, правила и образцы которого … установил окончательно Сумароков. Фонвизин, воспитанный как писатель в кругу учеников Сумарокова, и свою комедию построил в значительной мере по образцам классической традиции.

Внешнее ее построение следует правилам, закрепленным практикой дворянского классицизма Франции и России. Так, например, в «Недоросле» выдержаны обязательные «единства», предписанные правилами классической комедии; все действие пьесы протекает в течение одних суток («единство времени») и в одном и том же месте («единство места»); выдержано и «единство действия», то есть все действие пьесы сосредоточено вокруг одного центрального момента — замужества Софьи.

Характерны имена действующих лиц. В этом отношении Фонвизин тоже следует обычаю русской дворянской комедии: фамилии его героев заранее определяют основную черту в характеристике действующего лица.

Так, Скотинин — скотоподобен и скотолюбив; Простаков — прост, глуп; его жена — сестра Скотинина, то есть сама урожденная Скотинина; Правдин — стоит за правду; Милон — милый молодой человек; Стародум держится старины, старинных дворянских добродетелей; Вральман — лгун, обманывающий своих хозяев; Цыфиркин — обучает цифрам; Кутейкин — попович и семинарист (эта фамилия — также «значащая», потому что людей «духовного» звания в XVIII веке презрительно называли «кутейниками». «Кутья» — это особое кушанье, каша с изюмом, которую приносили в церковь при поминках и которой угощали при поминальных обедах и на Рождество).

Наконец, даже имена Софьи и Митрофана имеют свой смысл: по-гречески София — «мудрость» (Софья — разумная девушка), а Митрофан — «похожий на свою мать» (Митрофан с матушку пошел).

Однако далеко не все в комедии Фонвизина согласовано с классическими правилами. Классические правила запрещали смешение комических и печальных, веселых и серьезных мотивов. Комедия должна была смешить, и только смехом, «издевкой», исправлять нравы.
В «Недоросле» же вовсе не все смешно. В этой комедии больше злой сатиры, чем юмора. В комедии Фонвизина есть элемент серьезной драмы, есть мотивы, которые должны были усилить, растрогать зрителя. В «Недоросле» Фонвизин не только смеется над пороками, но и прославляет добродетель. «Недоросль» — полукомедия, полудрама.
В этом отношении Фонвизин, нарушая традиции классицизма, воспользовался уроками буржуазной драматургии Запада. Так же, как он использовал политические идеи французских передовых писателей, перестроив их в целях своей, дворянской, политической борьбы, он перенес на русскую почву некоторые черты искусства западной буржуазии… <…>

Введение в комедию серьезного элемента в лице идеальных героев, умилительные картины добродетели, беспощадная борьба с ее пороком; введение в комедию «резонеров», положительных лиц, проповедующих со сцены от лица автора, — все это было взято Фонвизиным из буржуазной драмы Запада, в частности Франции. <…>

…политическая активность буржуазной драмы привлекала Фонвизина; социальную агитационность западно-европейской драмы он перенес в свою комедию, так же как и отдельные элементы реалистического искусства
(Г. А. Гуковский, статья в книге «Недоросль. Фонвизин Денис Иванович», 1935 г.)

Д. Д. Благой о реализме в «Недоросле»:

«Самый смех комедии «Недоросль»… не та… колючая и веселая насмешливость умного человека… <…>

Небывалая у нас дотоле художественная прозорливость, «потрясающая очевидность», с какой предстает в «Недоросле» крепостническая действительность, и делают эту комедию Фонвизина первым по времени реалистическим произведением нашей драматургии.»

(Д. Д. Благой, статья «Д. И. Фонвизин»)

«Литературная энциклопедия» о чертах классицизма и реализма в «Недоросле»:
«В комедии «Недоросль» Фонвизин в значительной степени освободился от правил французской классической комедии.
В комедии, правда, соблюдены единство места, времени, имеются резонеры, но развитие действия идет по-новому, приемы обрисовки героев иные.
Фонвизин дает всестороннюю обрисовку действующих лиц, дает типические характеры в определенной исторической обстановке. Фонвизин вывел в комедии значительное количество лиц из «низов» (Тришка, Еремеевна, учителя), причем даны они по-новому, не для потехи слушателей, как это было во французской классической комедии; наоборот, он показывает их на сцене, чтобы вызвать к ним или сочувствие (Еремеевна, Тришка, Цифиркин), или отрицательное отношение (Вральман, Кутейкин)…»

(А. Кокорев, статья «Фонвизин», «Литературная энциклопедия в 11 томах», том 11, 1939 г.)

Это были материалы о чертах и признаках классицизма и реализма в комедии «Недоросль» Фонвизина.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий