Дама в трауре в романе «Что делать?»: характеристика, образ, описание | Н. Г. Чернышевский

Дама в трауре в романе "Что делать?": характеристика, образ, описание | Н. Г. Чернышевский
Портрет молодой
женщины в шляпе.
Художник
Рамон Касас

Дама в трауре является одной из второстепенных героинь романа «Что делать?» Н. Г. Чернышевского.В этой статье представлена цитатная характеристика дамы в трауре в романе «Что делать?», характеристика, образ, описание.
— Все материалы по роману «Что делать?»

 

Дама в трауре в романе «Что делать?»

Дама в трауре впервые упоминается в главе 3 подглаве XXIX, которая посвящена биографии Рахметова.Возраст дамы в трауре – 19 лет на момент ее знакомства с Рахметовым, ориентировочно в 1857 г.:

«Дама была вдова лет 19, женщина не бедная и вообще совершенно независимого положения, умная, порядочная женщина.» (глава 3 подглава XXIX)

Дама в трауре является небедной дамой, независимой, умной и порядочной женщиной:

«Дама была вдова лет 19, женщина не бедная и вообще совершенно независимого положения, умная, порядочная женщина.» (глава 3 подглава XXIX)

 

Знакомство с Рахметовым

Ориентировочно в мае 1857 г. Рахметов видит на улице женщину, которая не может справиться с лошадью, которая везет ее коляску. Рахметов бросается помочь женщине и останавливает лошадь, н при этом получает травму груди и ноги. Дама в трауре размещает раненого у себя дома и сама в течение 10 дней ухаживает за ним.

Женщина влюбляется в Рахметова, тот отвечает ей взаимностью. Видя скромную одежду Рахметова, дама решает, что он беден, но это ее не останавливает – она сама предлагает ему повенчаться. Однако Рахметов отказывается, так как не хочет связывать себя узами брака. Тогда вдова предлагает ему быть просто любовниками, пока это возможно, но тот отказывается и от этого. Он не хочет связывать себя отношениями, так как это может мешать его общественной деятельности:

«Месяца через два после этого – дело было в конце мая – Рахметов пропадал на неделю или больше, но тогда никто этого не заметил, потому что пропадать на несколько дней случалось ему нередко. Теперь Кирсанов рассказал следующую историю о том, как Рахметов провел эти дни. Они составляли эротический эпизод в жизни Рахметова. Любовь произошла из события, достойного Никитушки Ломова. Рахметов шел из первого Парголова в город, задумавшись и больше глядя в землю, по своему обыкновению, по соседству Лесного института. Он был пробужден от раздумья отчаянным криком женщины; взглянул: лошадь понесла даму, катавшуюся в шарабане, дама сама правила и не справилась, вожжи волочились по земле – лошадь была уже в двух шагах от Рахметова; он бросился на середину дороги, но лошадь уж пронеслась мимо, он не успел поймать повода, успел только схватиться за заднюю ось шарабана – и остановил, но упал. Подбежал народ, помогли даме сойти с шарабана, подняли Рахметова; у него была несколько разбита грудь, но, главное, колесом вырвало ему порядочный кусок мяса из ноги. Дама уже опомнилась и приказала отнести его к себе на дачу, в какой‑нибудь полуверсте. Он согласился, потому что чувствовал слабость, но потребовал, чтобы послали непременно за Кирсановым, ни за каким другим медиком. Кирсанов нашел ушиб груди не важным, но самого Рахметова уже очень ослабевшим от потери крови. Он пролежал дней десять. Спасенная дама, конечно, ухаживала за ним сама. Ему ничего другого нельзя было делать от слабости, а потому он говорил с нею, – ведь все равно, время пропадало бы даром, – говорил и разговорился. Дама была вдова лет 19, женщина не бедная и вообще совершенно независимого положения, умная, порядочная женщина. Огненные речи Рахметова, конечно, не о любви, очаровали ее: «я во сне вижу его окруженного сияньем», – говорила она Кирсанову. Он также полюбил ее. Она, по платью и по всему, считала его человеком, не имеющим совершенно ничего, потому первая призналась и предложила ему венчаться, когда он, на 11 день, встал и сказал, что может ехать домой. «Я был с вами откровеннее, чем с другими; вы видите, что такие люди, как я, не имеют права связывать чью‑нибудь судьбу с своею». – «Да, это правда, – сказала она, – вы не можете жениться. Но пока вам придется бросить меня, до тех пор любите меня». – «Нет, и этого я не могу принять, – сказал он, – я должен подавить в себе любовь: любовь к вам связывала бы мне руки, они и так нескоро развяжутся у меня, – уж связаны. Но развяжу. Я не должен любить».» (глава 3 подглава XXIX)

Отказ Рахметова становится тяжелым ударом для несчастной вдовы. Судя по всему, после этого в ее жизни происходит перелом, после которого она сама становится «особенным человеком»:

«Что было потом с этою дамою? В ее жизни должен был произойти перелом; по всей вероятности, она и сама сделалась особенным человеком. Мне хотелось узнать. Но я этого не знаю, Кирсанов не сказал мне ее имени, а сам тоже не знал, что с нею…» (глава 3 подглава XXIX)

Спустя год Рахметов исчезает из Петербурга и, судя по всему, отправляется в Европу, а потом – в США. Никто не знает точно, где он сейчас и чем занимается:

«Когда прошло месяца три-четыре после того, как он пропал из Москвы, и не приходило никаких слухов о нем, мы все предположили, что он отправился путешествовать по Европе. Догадка эта, кажется, верна.» (глава 3 подглава XXIX)

«…через год во всяком случае ему «нужно» быть уже в Северо-Американских штатах, изучить которые более «нужно» ему, чем какую‑нибудь другую землю…» (глава 3 подглава XXIX)

 

 

Знакомство с Кирсановыми и Бьюмонтами 

Спустя 5-6 лет после разрыва с Рахметовым, то есть в 1862-1863 гг., дама в трауре знакомится с семьями Кирсановых и Бьюмонтов. В этот день все они вместе едут на загородную прогулку, пикник, а затем отдыхают и веселятся в доме старика Полозова:

«Да ведь она познакомилась с Никитиным тогда же, как с Кирсановыми и Бьюмонтами, на этом пикнике, бывшем в конце нынешней зимы?»

На этой вечеринке дама в трауре ведет себя буйно и много дурачится:

«На небуйных санях сидели Кирсановы и Бьюмонты; на буйных четыре человека молодежи и одна дама, и от нее‑то все буйство буйных саней.» (глава 5 подглава XXIII)

«– Превосходно. Я ж вам говорила, что пустяки: устала, потому что много дурачилась. Теперь буду солиднее.

Но нет, не удалось ей быть солидною. Через пять минут она уж очаровывала Полозова и командовала молодежью, и барабанила марш или что‑то в этом роде черенками двух вилок по столу. Но торопила ехать, а другие, которым уж стало вовсе весело от ее возобновляющегося буйства, не спешили.» (глава 5 подглава XXIII)

На этой вечеринке героиня одета во все черное, как будто у нее траур. При этом она вряд ли носит траур по давно умершему мужу. Вероятно, это траур посвящается Рахметову, который долго не возвращается в Россию из-за границы:

«– Нет, нет! – говорят трое других. Но что ж это дама буйных саней вся в черном? Траур это, или каприз?» (глава 5 подглава XXIII)

«– В самом деле! Карл Яковлевич, пожалуйста, на минуту. Вы не встречались в Америке с тем русским, о котором они говорили?

– Нет.

– Пора бы ему вернуться.

– Да.» (диалог Мосолова и Бьюмонта о Рахметове, глава 5 подглава XXIII)

Когда на вечеринке дама в трауре видит счастливые пары Бьюмонтов и Кирсановых, это причиняет ей боль и напоминает о ее несчастной любви к Рахметову:

«Они садятся подле своих жен. Кирсанов обнял Веру Павловну; Бьюмонт взял руку Катерины Васильевны. Идиллическая картина. Приятно видеть счастливые браки. Но по лицу дамы в трауре пробежала тень, на один миг, так что никто не заметил, кроме одного из ее молодых спутников; он отошел к окну и стал всматриваться в арабески, слегка набросанные морозом на стекле.» (глава 5 подглава XXIII)

Кирсановым и Бьюмонтам понимают, что дама в трауре несчастна, хотя и пытается казаться веселой:

«Катерина Васильевна пошла укладывать уставшую гостью.

– Бедная! – проговорили в один голос, когда они ушли из зала, все трое остальные, бывшие в небуйных санях.» (глава 5 подглава XXIII)

«– Все‑таки бедная! – сказала Катерина Васильевна. – Будем при ней врознь. Мы с тобою, Верочка, а Чарли с Сашею.» (глава 5 подглава XXIII)

«Расстраивающее впечатление, на четверть часа произведенное дамою в трауре, прошло, исчезло, забылось, – не совсем, но почти.» (глава 5 подглава XXIII)

На этой вечеринке дама в трауре вдруг решает немного поспать. Ее ненадолго укладывают в одной из комнат. Оставшись одна, она на самом деле не спит, а садится в кресло и о чем-то думает. Вероятно, о Рахметове. По словам ее приятеля Мосолова, она часто уединяется таким образом под предлогом того, что ей хочется спать:

«Дама в трауре сидела, пододвинув кресла к столу. Левою рукою она облокотилась на стол; кисть руки поддерживала несколько наклоненную голову, закрывая висок и часть волос. Правая рука лежала на столе, и пальцы ее приподымались и опускались машинально, будто наигрывая какой‑то мотив. Лицо дамы имело неподвижное выражение задумчивости, печальной, но больше суровой. Брови слегка сдвигались и раздвигались, сдвигались и раздвигались.

– И все время так, Мосолов? 

– Видишь.» (глава 5 подглава XXIII)

В ходе вечеринки дама в трауре сначала советует молодежи не жениться и не влюбляться. Затем она говорит, что все-таки можно влюбляться и жениться, но разборчиво и без обмана:

«…слушайте, дети мои, наставление матери: не влюбляйтесь и знайте, что вы не должны жениться». Она запела сильным, полным контральто…» (глава 5 подглава XXIII)

«Дальше, дети, глупость; и это, пожалуй, глупость; можно, дети, и влюбляться можно, и жениться можно, только с разбором, и без обмана, без обмана, дети.» (глава 5 подглава XXIII)

«Так можно жениться и любить, дети: без обмана; и умейте выбирать.» (глава 5 подглава XXIII)

В гостях на вечеринке она ведет себя без церемоний. Например, в какой-то момент она прямо заявляет, что хочет спать. В итоге хозяева отводят ее в спальню, где та отдыхает:

«– Нет, я устала, – сказала она минут через пять, спокойно вставая с дивана. – Мне надобно отдохнуть, уснуть час-полтора. Видите, я без церемонии, ухожу. Пойдем же, Мосолов, искать старикашку, он нас уложит.» (глава 5 подглава XXIII)

На этой вечеринке спутником героини является молодой человек по фамилии Мосолов:

«– Нет, ничего, это так; дайте воды, не беспокойтесь, Мосолов уже несет. Благодарю, Мосолов; – она взяла воду, принесенную тем молодым ее спутником, который прежде отходил к окну, – видите, как я его выучила, все вперед знает. Теперь совершенно прошло. Продолжайте, пожалуйста; я слушаю.» (глава 5 подглава XXIII)

 

Свадьба с Рахметовым

Спустя два с лишним года, в 1865 г., мы снова видим даму в трауре, но теперь она одета в яркое розовое платье с букетом в руке. Рядом с ней в коляске сидит «мужчина лет тридцати». Судя по всему, это Рахметов, так как ему в этот период как раз около 30 лет. Даме в трауре на этот момент 25 лет. По ее словам, она больше двух лет ждала этого дня, то есть возвращения Рахметова или венчания с ним:

«– В Пассаж! – сказала дама в трауре, только теперь она была уже не в трауре: яркое розовое платье, розовая шляпа, белая мантилья, в руке букет. Ехала она не одна с Мосоловым; Мосолов с Никитиным сидели на передней лавочке коляски, на козлах торчал еще третий юноша; а рядом с дамою сидел мужчина лет тридцати. Сколько лет было даме? Неужели 25, как она говорила, а не 20? Но это дело ее совести, если прибавляет.

– Да, мой милый, я два года ждала этого дня, больше двух лет; в то время, как познакомилась вот с ним (она указала глазами на Никитина), я еще только предчувствовала, но нельзя сказать, чтоб ждала; тогда была еще только надежда, но скоро явилась и уверенность.

– Позвольте, позвольте! – говорит читатель, – и не один проницательный, а всякий читатель, приходя в остолбенение по мере того, как соображает, – с лишком через два года после того, как познакомилась с Никитиным?

– Так, – отвечаю я.

– Да ведь она познакомилась с Никитиным тогда же, как с Кирсановыми и Бьюмонтами, на этом пикнике, бывшем в конце нынешней зимы?

– Совершенная правда, – отвечаю я.

– Так что ж такое? вы начиняете рассказывать о 1865 годе?

– Так.» (глава шестая)

По словам исследователей, Чернышевский задумывал написать продолжение романа – вторую часть. В ней он собирался вывести в качестве центральных персонажей даму в трауре и Рахметова, которые влюблены друг в друга и которые в конце концов женятся.

Это была цитатная характеристика дамы в трауре в романе «Что делать?» Н. Г. Чернышевского, характеристика, образ, описание героини.

— Все материалы по роману «Что делать?»

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий