Композиция «Слова о полку Игореве», особенности произведения

Композиция "Слова о полку Игореве", особенности произведения
Князь Игорь Святославич.
Художник И. Глазунов

Композиция «Слова о полку Игореве» имеет множество особенностей, которые заслуживают детального анализа.
В этой статье представлены материалы для сочинения по композиции «Слова о полку Игореве», цитаты исследователей об особенностях композиции произведения.

 

Композиция «Слова о полку Игореве»

Исследователи сходятся во мнении о том, что композиция «Слова о полку Игореве» состоит из трех основных частей — поход князя Игоря Святославича, рассказ о Святославе Киевском и возвращение Игоря:

«…По общему мнению исследователей Слова, поэтический его план делится на три основные раздела. Первый из них посвящен событиям Игорева похода и последствиям русского поражения, второй — Святославу Киевскому, как оберегателю Русской земли, и третий — возвращению Игоря из плена…» (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. Слово о полку Игореве // История русской литературы: В 10 томах, 1941—1954, Т. I)

В композиции «Слове о полку Игореве» выделяются три ярких эпизода с особым идейным содержанием и художественной формой. Это «Сон Святослава», «Золотое слово Святослава» и «Плач Ярославны»:

«…По идейному содержанию и художественной форме в композиционной системе «Слова о полку Игореве» наиболее четко выделяются три части: Сон Святослава, Золотое слово Святослава и Плач Ярославны. Они являются своеобразным поэтическим фокусом, способствующим полному раскрытию авторского замысла. При анализе художественного построения «Слова» этим частям обычно уделяется главное внимание…» (Булахов М. Г. «Слово о полку Игореве» в литературе, искусстве, науке: Краткий энциклопедический словарь, 1989 г.)

По мнению исследователей, композиция «Слова» только кажется сложной и нелогичной. На самом деле она подчиняется строгому плану:

«…Автор Слова далек от вольного орлиного полета, волчьего рыскания, гоньбы сокола за лебедями. Его песнь, прежде всего, подчинена строгому плану. В стройной, хотя и сложной композиции, автор Слова с необыкновенным поэтическим мастерством излагает событие 1185 г. в ряде тесно связанных между собою картин-песен. Многие из них кончаются рефренами, «припевками»:

«…Князю — славы, почестей — себе…»

«…О Русская земля!Ты уже за холмом…»

«…Степь поникла, жалости полна,И деревья ветви приклонили…»

Рефренов много, причем некоторые повторяются по нескольку раз. Ясно, что сам поэт видел в них «припевки», отделяющие одну поэтическую часть от другой…» (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. Слово о полку Игореве // История русской литературы: В 10 томах, 1941—1954, Т. I)

Изложение событий в «Слове» непоследовательно, но автор делает это намеренно. В тексте встречается много отступлений — интерлюдий, в которых автор возвращается к старому времени, говорит о природе и т.д.:

«…Автор Слова намеренно не придерживается последовательного изложения событий. Перед местами, особенно драматическими, он делает отступление, вводя песни, уводящие, главным образом, в воспоминание о прошлом. В этих, так сказать, интерлюдиях встречаются возвращения к «старому Владимиру» <…> Все интерлюдии глубоко эмоциональны, полны высокого лиризма…» 

«…Другими вводными интерлюдиями являются картины природы, предваряющие и сопутствующие наиболее сильным местам рассказа….» (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. Слово о полку Игореве // История русской литературы: В 10 томах, 1941—1954, Т. I)

Д. С. Лихачев пишет о композиции «Слова о полку Игореве» следующее:

«…Композиция „Слова о полку Игореве“ при первом взгляде кажется очень сложной, а иногда и непоследовательной. Автор переходит от темы к теме, от одних действующих лиц своего повествования к другим, постоянно меняет место действия, перенося его от Игорева войска в Половецкой степи в Киев, а из Киева в различные русские земли, на некоторое время в Путивль, затем в Половецкую землю, оттуда вновь на Русь — в Киев. Так же быстро меняется и время действия — автор обращается от настоящего к прошлому и от прошлого к настоящему и к предчувствиям грозного будущего.

Перед читателем проходит целая гамма ощущений: от тяжелых предчувствий и скорби автор переходит к патетике призыва; эта патетическая часть сменяется лирической и интимной, а все произведение в целом завершается радостным и торжественным финалом.

В „Слове“ — своеобразная музыкальная композиция, в которой каждая часть не только самостоятельна по теме, но и окрашена своим особым чувством; все части вместе гармонично слиты в единое и удивительно законченное произведение.

В сущности, все темы в „Слове“ подчинены одной общей теме и все чувства — одному главному чувству, но и те и другие искусно развернуты во времени, представлены в сложном развитии. Эта главная тема — тема родины, и это главное чувство — чувство любви к родине…» (««Слово о полку Игореве»: Историко-литературный очерк»)

Кульминацией «Слова о полку Игореве» можно считать группу эпизодов — поражение Игоря, «Сон Святослава» и «Слово Святослава»:

«…Поражение Игоря, сон Святослава, отражающий это поражение, и последующий призыв Святослава ко всем русским князьям объединиться в своем отпоре натиску степняков являются как бы кульминацией «Слова»..»  (Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: В 5 т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. Т. 2)

Это были материалы для сочинения по композиции «Слова о полку Игореве», цитаты исследователей об особенностях композиции этого произведения.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий