Мораль басни «Листы и Корни» Крылова, анализ, суть, смысл

Мораль басни "Листы и Корни" Крылова, анализ, суть, смысл
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк

Басня «Листы и Корни» Крылова была написана до 8 марта 1811 г. и в том же году впервые опубликована в сборнике «Новые басни» (№19).

В этой статье представлены материалы о морали басни «Листы и Корни» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

 

Мораль басни «Листы и Корни» Крылова

Мораль басни «Листы и Корни» заключается в том, что любой полезный труд имеет право на уважение и благодарность. К сожалению, высокомерные и неблагодарные люди нередко считают чужой труд менее важным и значимым, при этом преувеличивая свой собственный вклад в жизнь общества.

Судя по всему, в своей басне Крылов имеет в виду крепостных крестьян (Корни), за счет которых живут дворяне и другие слои общества (Листы).

По мнению В. Ф. Каневича, под корнями Крылов действительно подразумевает крепостных крестьян:

«…нельзя не видеть, что под корнями, роющимися в земле, Крылов разумел крепостных крестьян…» (В. Ф. Каневич)

По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:

«Всяк хорош на своем месте и заслуживает уважения тот, кто исполняет свое дело, и друг без друга мы обойтись не можем.<…> (…»Листы и корни»… «Пушки и Паруса»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

Литератор И. Халтурин комментирует басню таким образом:

«Труженики — основа жизни, по Крылову, корни, питающие ее. » (И. Халтурин, предисловие к книге «Басни. Крылов И. А.» под ред. Благого Д. Д., Москва, 1944 г.)

Авторы книги «И. А. Крылов и его басни» считают, что мораль басни состоит в следующем:

«В басне «Листы и Корни» он [Крылов] указал на то, что всякие сословия нужны и полезны для государства, даже и те, которые стоят ниже всех и которых даже незаметно так, как не видно корней у дерева, и что сословия эти не должны враждовать между собой.» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

И. В. Сергеев комментирует суть и смысл басни таким образом:

«…Басня «Листы и Корни», в которой автор сравнивал народ с Корнями могучего дерева. Листья шумели о том, что они «краса долины всей» и что дерево только им обязано своей славой: ведь благодаря им оно было так величаво, так радовало глаз своей пышной красой, давало спасительную тень страннику и приют соловьям. <…> 

…Каждая басня его [Крылова] была рождена современным ему событием — это были басни-сатиры на сановников, запускавших руки в государственный карман («Вороненок»)… на высокопоставленное аристократическое общество («Гуси», «Листы и Корни»)…» (И. В. Сергеев, книга «И. А. Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие русские люди»)

Авторы книги «50 басен И. А. Крылова» видят мораль басни в следующем:

«На случай же, если бы кто из высоко стоящих неразумно возгордился и… забыл о скромных тружениках, Крылов напоминает великое значение их работы в баснях «Листы и Корни», «Орел и Крот».» (книга «50 басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, изд-ль М.Н. Слепцова, 1908 г.)

Такова мораль басни «Листы и Корни» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий