Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве», описание Руси

Образ Русской земли в "Слове о полку Игореве", описание Руси
«Слово о полку Игореве».
Художник
Н. Гончарова

В этой статье представлен образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»: образ Руси в цитатах, материалы для сочинения.

В статье используются цитаты из текста «Слова о полку Игореве» в переводе Н. А. Заболоцкого.

— Все материалы по «Слову о полку Игореве»

 

Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»

Русская земля в «Слове о полку Игореве» — это не просто фон, на котором разворачиваются события. В «Слове о полку Игореве» Русская земля, по сути, является самым главным героем:

«…Кто же главный герой этой поэмы? Хотя Слово и насыщено обильно именами князей, от прадедов и дедов до современных «Слову» их внуков <…> но не им во славу создана эта поэма, никто из них не заслужил быть истинным героем Слова. Героем Слова является «Русская земля», добытая и устроенная трудом великим всего русского народа…» (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. Слово о полку Игореве // «История русской литературы» в 10 томах, 1941—1954 гг., Т. I)

Понятие «Русская земля», «Русские земли» и «Русь» часто встречаются в тексте. Эти термины означают не только территорию Руси, и сам народ Руси. Говоря о Руси или Русской земле, автор имеет в виду и земли, и народ:

«…Русским землям ты принес веселье…»

«…О Русская земля!Ты уже за холмом…»

«…Игорь-князь явился на Руси…»

«…А враги на Русь несутся тучей…»

В тексте «Слова» автор нередко называет русский народ русичами. Русичи — это поэтическое название жителей Руси. Действительно, слово «русичи» звучит красиво, тожественно и воинственно. В «Слове о полку Игореве» русичи — это русский народ и, в частности, русские воины:

«…Недостало русичам вина…»

«…Поглотила русичей чужбина…»

«…Ведь под самым Римовым кричат
Русичи под саблей половецкой!..»

Какие территории включала в себя Русь во времена «Слова о полку Игореве»? По мнению Д, С, Лихачева, в то время Русью называли княжества в центре и на юге сегодняшней России:

«…самое важное из политических понятий XII в. — понятие Русской Земли не ограничивается для автора „Слова“ пределами Киевского княжества… Он включает сюда Владимиро-Суздальское княжество и Владимиро-Волынское, Новгород Великий и Тьмутаракань…» (Д. С. Лихачев «Исторический и политический кругозор автора «Слово о полку Игореве»»)

«Слово о полку Игореве» было написано во времена, когда на Руси остро стояло две проблемы — междоусобицы между князьями Руси и набеги кочевников:

«…Если мы пересмотрим условия жизни Руси <…> от начала XI до конца XII столетия, <…> то убедимся в наличии двух основных несчастий Руси — это междукняжеская распря и опустошительные набеги воинственных кочевников, соседей южной Руси. Уже с половины XI в. такими кочевыми соседями были половцы, тюркский народ, который занял приморские степи от Волги и Дона до Днепра и Дуная и владел ими безраздельно до татарского нашествия…»

«…Трагичнее всего было то, что, борясь между собою за право на владение лучшей областью, русские князья сами приводили себе в помощь половецкие отряды на территорию Руси и в возмещение этой помощи отдавали половцам на разграбление область своих родичей, с которыми боролись…» (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. «Слово о полку Игореве» // История русской литературы: В 10 томах, Т 1)

Действительно, самая большая трагедия того времени — это междоусобные войны на Руси. Об этой беде говорит один из персонажей «Слова» — князь Святослав Киевский:

«…Ярослав и правнуки Всеслава! <…>Это вы раздорами и смутойК нам на Русь поганых завели,И с тех пор житья нам нет от лютойПоловецкой проклятой земли!..»


Автор «Слова» осуждает князей за то, что они разобщают единую Русь. Князья «куют крамолу брат на брата», то есть наводят смуту и поднимают мятежи внутри Русской земли:

«…А князья дружин не собирают,
Не идут войной на супостата,
Малое великим называют
И куют крамолу* брат на брата…» 
(*крамола — смута, мятеж)

Образ Руси в «Слове о полку Игореве» — это образ сильной и могущественной страны, которая стала уязвимой из-за неразумной политики некоторых князей:

«…Кто же стяги древние хранит?Эти — Рюрик носит, те — Давид,Но не вместе их знамена плещут,Врозь поют их копия и блещут…»

Автор «Слова» верит, что Русская земля вновь станет непобедимой. Для этого князьям Руси нужно объединиться и стать единым государством:

«…Тяжелое поражение, которым закончился поход, послужило автору поводом для горьких раздумий о судьбах Русской земли и для страстного призыва к князьям прекратить раздоры и объединиться для отпора кочевникам…» (Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве», «Краткая литературная энциклопедия» под ред. А. А. Суркова, 1971, Т. 6)

Любовь к родине пронизывает весь текст «Слова о полку Игореве». Нет сомнений в том, что автор искренне любит свою родину и переживает за ее судьбу:

«…Сам автор Слова не придерживался местных, узко-областных интересов, он был настоящим сыном всей Русской земли, представителем Русского народа…» (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. Слово о полку Игореве // «История русской литературы» в 10 томах, 1941—1954 гг., Т. I)

Таков образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»: образ Руси в цитатах, материалы для сочинения.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий