Почему «Мертвые души» называют поэмой? Определение, особенности и своеобразие жанра произведения

Почему "Мертвые души" называют поэмой? Определение, особенности и своеобразие жанра произведения
Тройка Чичикова.
Художник А. Лаптев

Почему «Мертвые души» называют поэмой? Этот вопрос волнует читателей с тех пор, как поэма впервые была опубликована в 1842 году.
В этой статье представлены материалы о жанре поэмы «Мертвые души», особенностях и своеобразии жанра и ответ на вопрос, почему это произведение называется поэмой.

— Краткое содержание поэмы
— Все материалы по поэме «Мертвые души»

 

Гоголь в поисках жанра произведения «Мертвые души»

На начальном этапе работы над «Мертвыми душами» (в 1835-1836 гг.) Гоголь называет свое сочинение романом и поэмой:

«…Начал писать «Мертвых Душ». Сюжет растянулся на предлинный роман <…> Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь…» (Н. В. Гоголь — А. С. Пушкину, 7 октября 1835 г.)

«…Каждое утро, в прибавление к завтраку, вписывал я по три страницы в мою поэму…» (Н. В. Гоголь — В. А. Жуковскому, 12 ноября 1836 г.)

В процессе работы Гоголь также называет свое творение «длинной вещью», не похожей ни на повесть, ни на роман:

«…Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похожа ни на повесть, ни на роман, длинная, длинная, в несколько томов, название ей «Мертвые души» – вот все, что ты должен покамест узнать об ней..» (Н. В. Гоголь – М. П. Погодину, 16 (28) ноября 1836 г.)

В черновиках «Мертвых душ» Гоголь также называет свое сочинение повестью:

«…обо всем этом читатель узнает постепенно и в свое время, если будет только иметь терпение прочесть [сию] предлагаемую повесть, очень длинную и раздвинущуюся потом шире и просторней, по мере приближения к концу, венчающему [всякое] дело…» (Н. В. Гоголь, «Сохранившиеся разрозненные черновые отрывки к отдельным главам»)

В конце концов Гоголь определяется с жанром «Мертвых душ» и называет их поэмой:

«…все мои средства и все мое существование заключены в моей поэме…»
(Н. В. Гоголь — П. А. Плетневу, 7 января 1842 г.)

 

Почему «Мертвые души» называются поэмой? Объяснение Гоголя

После публикации «Мертвых душ» Гоголь работает над «Учебной книгой словесности» (ок. 1844-1846 гг.). В набросках к этому пособию он, по сути, объясняет, почему «Мертвые души» называются поэмой.
В одной из глав «Учебной книги» Гоголь пишет о том, что повесть можно считать поэмой при определенных условиях:

«…Повесть <…> может быть даже совершенно поэтическою и получает название поэмы, если происшествие, случившееся само по себе, имеет что-то поэтическое; или же придано ему поэтическое выражение отдаленность<ю> времени, в которое происшествие случилось; или же сам поэт взял его с той поэтической стороны, с какой может взять только поэт и которая только пребывает в нем <…> Она может быть просто живой рассказ, мастерски и живо рассказанный картинный случай <…> Или же берет с сатирической стороны какой-нибудь случай, тогда делается значительным созданием, несмотря на мелочь взятого случая <…> Иногда даже само происшествие не стоит внимания и берется только для того, чтобы выставить какую-нибудь отдельную картину, живую, характеристическую черту условного времени, места и нравов, а иногда и собственной фантазии поэта…» (Н. В. Гоголь, «Учебная книга словесности для русского юношества», раздел «Повесть»)

По мнению Гоголя, повесть может называться поэмой, если выполняется одно из этих условий:

  • происшествие в повести имеет что-то поэтическое
  • автор рассматривает происшествие с поэтической стороны
  • это живой рассказ, мастерски и живо рассказанный случай и т.д.

Вероятно, основываясь на этих принципах, Гоголь определяет жанр «Мертвых душ» как поэма. Там же в набросках к «Учебной книге» Гоголь объясняет, при каких еще условиях сочинение в прозе может считаться поэтическим:

«…В новые веки произошел род повествовательных сочинений, составляющих как бы средину между романом и эпопеей, героем которого бывает хотя частное и невидное лицо, но однако же значительное во многих отношениях для наблюдателя души человеческой. Автор ведет его жизнь сквозь цепь приключений и перемен. <…> Такие явления от времени до времени появлялись у многих народов. Многие из них хотя писаны и в прозе, но тем не менее могут быть причислены к созданиям поэтическим…» (Н. В. Гоголь, «Учебная книга словесности для русского юношества», раздел «Меньшие роды эпопеи»)

По словам Гоголя, сочинение в прозе имеет право называться поэтическим, если оно соответствует всем следующим критериям одновременно:

  • сочинение является чем-то средним между романом и эпопеей
  • главный герой — человек неизвестный, но интересный с точки зрения психологии
  • главный герой переживает ряд приключений

Судя по всему, Гоголь называет «Мертвые души» поэмой, также исходя из этих принципов.

Критика о жанровом своеобразии «Мертвых душ»

Сразу после публикации «Мертвых душ» в 1842 году критики обращают внимание на поэму Гоголя и особенности ее жанра.

Так, знаменитый критик В. Г. Белинский видит в Гоголе поэтическое величие, которое и дает ему право называть «Мертвые души» поэмой. По мнению Белинского, Гоголь — поэт не в смысле рифмовки слов, а в смысле гениальной, поэтичной манеры:

«…Отчего прекрасную блондинку разбранили до слез, когда она даже не понимала, за что ее бранят? Отчего весь губернский город N оказался и хорошо населенным и людным, когда сплетни насчет Чичикова получили свое начало от живого участия «приятной во всех отношениях дамы» и «просто-приятной дамы»? <…> Много таких вопросов можно выставить. Знаем, что большинство почтет их мелочными. Тем-то и велико создание «Мертвые души», что в нем сокрыта и разанатомирована жизнь до мелочей, и мелочам этим придано общее значение. <…> Гоголь гениально (пустяками и мелочами) пояснил тайну, отчего из Чичикова вышел такого рода «приобретатель»; это-то и составляет его поэтическое величие, а не мнимое сходство с Гомерами и Шекспирами…» (В. Г. Белинский, статья «Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души», 1842 г.)

Еще один современник Гоголя, Константин Аксаков, считает, что произведение «Мертвые души» — это поэма, потому что оно напоминает «древний эпос», перенесенный в современность:

«…Мне кажется, главная трудность лежит в настоящем уразумении слова Поэма так, по крайней мере, как я его понимаю. <…> Это древний эпос с его великим созерцанием; разумеется, современный и свободный, в наше время — но это он…» (Конст. С. Аксаков — Н. В. Гоголю, 1848 г.)

Критик О. И. Сенковский, негативно настроенный по отношению к произведению, с сарказмом называет «Мертвые души» поэмой «совершенно нового рода», «поэмой не в стихах». Другими словами, критик возмущен тем, что эта работа называется поэмой:

«…Поэма!.. да еще какая поэма!.. Одиссея, Неистовый Орланд, Чайлд-Гарольд, Фауст, Онегин, с позволения сказать — дрянь в сравнении с этой поэмой. Поэт!.. да еще какой поэт! <…> Книга названа поэмой не в шутку. <…> вы, натурально, спрашиваете меня, каким размером писана эта поэма. На что я отвечаю, что в ней нет никакого размера: это поэма совершенно нового рода; поэма, какой вы еще не видали; коротко сказать, поэма не в стихах…»

«…Это поэзия нашей страны. <…> Другой у нас нет. Понимаете ли теперь, отчего этот рассказ назван «поэмой»?..»

«…это удивительная поэма, поэма, названная поэмой совсем не для шутки, первая поэма в мире! Вы не читали визита Чичикова к Собакевичу и Плюшкину. Чудо как это остроумно и смешно! Настоящий лирический смех! Поэма в полном смысле слова!..» (О. И. Сенковский, статья ««Похождения Чичикова, или мертвые души». Поэма Н. Гоголя», 1842 г.)

Критик Н. И. Греч читает, что «Мертвые души» названы поэмой в шутку. По мнению Греча, «Мертвые души» — это «роман», «рассказ» без плана, единства и слога:

«…Чем же наполнены четыреста семьдесят пять больших страниц этого тощего содержанием романа? Описанием местности разных сцен его, изображением наружности действующих лиц, и их разговорами, разными эпизодами, вставками, шуточками и прибаутками. <…>

Обратим теперь внимание читателя и на хорошие стороны книги, которую автор, для шутки, назвал поэмою: это просто положенный на бумагу рассказ замысловатого, мнимо простодушного Малороссиянина, в кругу добрых приятелей, которые отнюдь не погневаются на смелые выражения, нестерпимые в чопорных гостиных, в кругу разодетых барынь, не требуют ни плана, ни единства, ни слога, только было бы чем посмеяться…» (Н. И. Греч, статья «Похождения Чичикова, или Мертвые души», «Северная пчела», 1842 г., №137)

Это были материалы о жанре поэмы «Мертвые души» Гоголя, определении, особенностях и своеобразии жанра этого произведения, а также о том, почему «Мертвые души» называются поэмой.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий